Deep Purple, Rainbow, Ричи Блэкмор, Дио, етс...

Валерий

гид форума Энкуатро
Ричи Блэкмор - человек твёрдого характера. Если ему что-то надоело, если он считает, что нужны перемены, значит, сломает всё до основания, решительно избавляясь от пережитков прошлого. Вот была у него группа Rainbow, замечательная, прямо скажем, группа. Феноменальный вокалист Дио, с которым легко работалось: он мог и мелодию придумать моментально, и текст написать - как два пальца об асфальт. Плюс первоклассный барабанщик, а по совместительству хороший товарищ Кози Пауэлл. Имея таких соратников, можно было горы своротить, что Ричи и делал в течение трёх лет, записывая убойные альбомы и давая грандиозные концерты. При этом бас-гитаристов и клавишников он менял как перчатки, отводя им роль расходного материала - надо же на ком-то отрываться. Все к этому, в общем-то, привыкли, у какого босса не бывает своих причуд. Поэтому, когда над Радугой грянул очередной гром, для Ронни Джеймса Дио это стало шокирующей неожиданностью, ведь именно его попросили на выход. Вокалист считал себя незаменимым и малость зазвездился, а Блэкмор всегда тонко улавливал такие настроения в рядах своей армии и старался пресекать их в зародыше. Не менее тонко Ричи ощущал изменения в музыкальном климате и предпочтениях публики. Да, он был одним из творцов хард-роковой революции, но слушал при этом самую разнообразную музыку и понимал, что играя одно и то же, далеко не уедешь, а на последнем альбоме Rainbow с Дио на вокале уже появились первые признаки застоя. Будучи, как уже говорилось, человеком решительным, Ричи не просто сменил певца - Грэм Боннет, приглашенный в группу, был полной противоположностью Дио. У него была короткая стрижка, он любил носить брюки и пиджаки, и он никогда не исполнял хард-рок, даже понятия не имел о таком стиле.



Graham Bonnet, 1978 год. Хоть сейчас в Сан-Ремо.


Graham Bonnet, 1978 год. Хоть сейчас в Сан-Ремо.
Тем не менее Боннет сумел покорить привередливого Блэкмора, спев на прослушивании Mistreated так, что был немедленно принят на полный пансион, а гитарист начал прикидывать, какой материал лучше подойдёт к этому роскошному голосу.

Вслед за Дио Блэкмор по привычке выгнал басиста с клавишником, оставив при себе только Пауэлла, с которым было так весело громить гостиничные номера. Кози и привёл в группу нового органиста - Дона Эйри. Предыдущий продюсер Мартин Берч тоже получил отставку, и вместо него был подписан Роджер Гловер, уже кое-чего добившийся на этом поприще. Пикантность ситуации состояла в том, что именно Блэкмор был инициатором увольнения Гловера из Deep Purple в 1973 году. Роджер тогда сильно переживал, даже нервное расстройство заработал, но не затаил зла и повёл себя в Rainbow очень профессионально, оказав Ричи неоценимую помощь. Судите сами: он нашел Грэма Боннета, он написал все тексты песен, он помогал Блэкмору сочинять музыку, и он же в конце концов сыграл на бас-гитаре. От обязанностей продюсера Гловера тоже никто не освобождал, так что он тащил весь воз на себе. Впору было называть группу Roger Glover's Rainbow, но скромняга Роджер на это не претендовал, да и кто бы ему позволил.



Ritchie Blackmore - Cozy Powell - Roger Glover - Graham Bonnet - Don Airey


Ritchie Blackmore - Cozy Powell - Roger Glover - Graham Bonnet - Don Airey


Мечтателю и фантазеру, витающему в облаках, обычно дают совет: "Да спустись же ты с небес на землю!". Именно этот посыл завладел сознанием Блэкмора до такой степени, что он и альбом так назвал. Захотелось Ричи стать поближе к народу, а народ пёрся от "нового хард-рока" в исполнении чрезвычайно модных Foreigner, у которых тут же появилась тьма подражателей. Мы-то с вами понимаем, что они играли обыкновенную попсу в утяжелённой оболочке, но тупым американцам критики объяснили, что это настоящий хард-рок, а те и поверили. Справедливости ради надо сказать, что попсу Foreigner делали очень качественно, умело и профессионально, этого не отнимешь. У Блэкмора с первого захода так же гладко не получилось, и в попытке усидеть сразу на двух стульях он едва не потерял равновесие. К тому же Ричи настиг банальный творческий кризис, от которого никто не застрахован, и недостаток идей тоже сказался на результате.






Когда мне в первый раз дали послушать запись этого альбома, я не мог поверить, что это играет хорошо мне знакомая группа Rainbow - подумал, что меня разыгрывают. Я ещё не знал, что Дио больше нет в составе, а когда узнал, почувствовал дикое разочарование. Молодой был, горячий. Помчался разыскивать пластинку, чтобы убедиться, и приобрел за немалые деньги издание в конверте с разворотом.



Хроника Черномора. Rainbow Down To Earth (1979) - с небес на землю.




Впоследствии оказалось, что такие редко попадаются, но тогда я этого не оценил - махнул вскорости на свой любимый Rising. Конечно, потом я изменил своё отношение к этой пластинке, но безоговорочно принять её так и не смог. Альбом до сих пор вызывает у меня смешанные чувства из-за соседства в нем выдающихся рок-композиций и пустопорожних поп-песенок, среди которых приторная до тошноты Makin' Love с ритмом, напоминающим регги (регги, Карл!). Её я обычно не слушаю, пропускаю. All Night Long и No Time To Lose слушать можно, хоть они и довольно простенькие. Danger Zone - откровенный проходняк, скользящий мимо ушей. Никакой опасности там не чувствуется. В общем, посадка на Землю едва не обернулась крушением, но несколько классных вещей спасают положение. В том числе, как ни странно, кавер на песню Расса Балларда Since You've Been Gone, принесший Блэкмору вожделенный хит. Это хоть и попса, но очень хорошая, со знаком качества. Под такую и сплясать не грех. Eyes Of The World напоминает о временах Дио своим размахом и драматизмом. Это уже не бодренькие распевки про "хочу-любить-тебя-всю-ночь-напролет", тут всё глобально, всё всерьёз. Приблюзованная Love's No Friend явно написана Блэкмором под впечатлением от исполнения Боннетом Mistreated, специально под его голос, и задумка удалась: Грэм просто великолепен! К нему, впрочем, вообще никаких претензий нет, вокальные партии на пластинке замечательные. Заключительная Lost In Hollywood - темп, напор и драйв в лучших традициях группы, там все жарят как черти. В итоге получился один из самых противоречивых альбомов в дискографии Блэкмора, где плюсов и минусов примерно поровну. Противоречия обострились, когда пришла пора выступать с концертами: эстрадно-прилизанный имидж певца ну никак не соответствовал группе, создавая чуть ли не комический эффект. Глядя на его ужимки и прыжки, Кози Пауэлл психанул и решил уволиться, посчитав, что товарищи пошли неверным путем.




Блэкмор и сам раздражался из-за внешнего вида и странного поведения вокалиста, а потому Боннет недолго пробыл в составе и был отторгнут, как инородное тело, не успев ничего больше толком для Rainbow записать. Последующая трилогия с Джо Линн Тёрнером на вокале была более цельной и органичной, но это уже другая история. А сегодняшняя глава из Хроники Черномора на этом закончена, спасибо за внимание.
 
Верх Низ