вдохновившись ВПК-шным блаблабиром на животрепещущую тему “Что есть крафт”, почитал пару страниц гуглосылок, вполне ожидаемо пришёл к заключению, изящно высказанному одним из персонажей незабвенного А. Райкина. Правда, в более мягкой форме: “Мнений много, понимания - нет”. По крайней мере, у меня 4-).
Особенно порадовал один из найденных мною признаков “крафтового пива”: “Такое пиво подаётся в бокалах, похожих на винные”. - А вот!
Потому решил немного поразбираться и внести в общий исследовательский поток и свою скромную струю.
Поскольку уже много чего понаписано по поводу “развития пивной культуры” и “пивоваренья, как творческого процесса” подумал, что будет полезно рассмотреть этот вопрос несколько аналитически. В конце концов, технарь я или нет?
В дальнейшем рассмотрении я буд использовать термины “пивгиганты” в качестве обозначения собственно пивгигантов, а “крафтовые пивоварни” в качестве обозначения пивоварен, которые выпускают так называемое “крафтовое” пиво.
Технологическое оборудование
Пивгиганты, как правило, используют самое современное технологическое оборудование, сводящее риск производства бракованной продукции к минимуму. Это и понятно: финансовый и репутационный риск слишком велик.
Крафтовые пивоварни не обладают сравнимыми финансовыми возможностями, но, тем не менее, стремятся тоже использовать возможно лучшее из доступных им оборудований, поскольку не менее пивгигантов заинтересованы в получении наибольшей прибыли. И не надо мне снова говорить о “творчестве”, “развитии пивной культуры” и “незаинтересованности в получении прибыли”: любой предприниматель, если он не сумасшедший и не получает золото посылками алиэкспресс от псайклов, первым делом именно в прибыли и заинтересован, хотя бы с целью поддержания своего производства.
Тем не менее, является ли это различие в уровне оборудования определяющим? - Конечно же нет: в последнее время всё чаще появляются марки пива, произведённые теми самыми пивгигантами, которые, пусть и с разной степенью натяжки, можно отнести к категории “крафтовых” или “крафтоватых”. С другой стороны, большое количество малых пивоварен (особенно в формате пивоварня-бар/ресторан), которые по технологическим возможностям несравнимы с пивгигантами, выпускают стандартный набор “светлое, тёмное, нефильтрованное и пшеничка”.
Доля ручного труда
Этот критерий тесно связан с предыдущим пунктом. Естественно, что доля ручного труда в единице произведённой продукции у пивгигантов будет намного, намного ниже, чем у крафтовых пивоварен. Хотя некоторые крафтовые пивоварни и обладают высокотехнологичным оборудованием, всё равно из-за меньших объемов доля ручного труда в продукции у них будет выше.
Опять же, является ли это признаком “крафтовости” выпускаемой продукции? - Возвращаемся к “светлому, тёмному, нефильтрованному и пшеничке” - с какой стати?
Количество продукции
“Ширпотреб” выпускается в огромных количествах, крафт - малыми партиями. Хм… да, это - несомненно. С другой стороны, никто не отменял мысленный эксперимент, как метод исследования. Вот имеем мы самое что ни на есть “крафтовое” пиво, обладающее уникальным набором органолептических свойств. И выпускается в малом количестве. Крафт - да, он и есть. Теперь с трудом представим, что объём выпуска этого пива увеличивается с сохранением всех его уникальных качеств: увеличивается, увеличивается, увеличивается - бах! - и это уже не крафт? Но пиво-то само не изменилось… Но - не крафт.
Да, в американском определении крафта есть ограничения по объёму выпускаемой продукции. Но… Вот мне, как потребителю, это зачем? Крафт, выпускается небольшими объёмами… и что? Выпью его и растекусь в вечном блаженстве? Малые объёмы гарантируют неповторимость вкуса? Практика показывает, что растекаться от “крафта” получается далеко не в каждом случае. Более того: в очень, очень редких случаях, когда осознаёшь, что цена выпитого оправдывает его высокое потребительское качество. И ни в коем случае это не определяется объёмами производства.
Качество продукции
Даже на самом примитивном самодельном оборудовании “крафтовики” при должном внимании к санитарии и собственной ответственности способны постоянно выпускать вполне качественный продукт. Тем не менее, подавляющее большинство попадавшихся мне некачественных образцов пива относилось именно к категории “крафта”.
К качеству продукции пивгигантов вообще никаких претензий нет. Чтобы испортить их пиво, нужно сильно постараться.
Да, вполне можно найти марки пива, выпускаемые большими и не очень пивзаводами, после употребления которого сон становится затейливым и беспокойным, если наступает. Однако, это - проблемы профессионализма и ответственности конкретных предприятий. Если взять пятёрку крупнейших мировых пивопроизводителей, я, как поребитель, ни разу не сталкивался с испорченной продукцией. А потому существенную. вероятность покупки некачественного продукта лично я никак не могу отнести к признаку “крафтовости” производителя. Хотя по факту сейчас это именно так.
Исходное сырьё
По сырью - тоже как-то мутно всё.
Пивгиганты - понятно: они предпочитают не столько высококачественное сырьё, сколько сырьё с обязательно постоянным качеством.
Крафтовые пивоварни, наоборот, чудят со всевозможными солодами-хмелями-дрожжами и прочими хвостами бобра, желательно достатыми из склепа того самого “древнего монаха”. На крайний случай, пользуются всякими новомодными примочками, чтобы создать уж такое пиво, такое пиво… А потом ещё такое пиво, и сякое пиво, и косяковое пиво… DDH NE Milkshake Imperial DIPA Barrell Aged /Highland Hrennessi Edition/
И опять же, немало пробовал “крафтового” пива, удивляясь, сколько же таланта нужно иметь, чтобы превратить перечисленное на контрэтикетке в жидкость для снятия лака с ногтей. И опять же, сколько несомненно крафтового пива сварено из самых простых и вполне распространённых марок сырья.
Ассортимент продукции
Снова с одной стороны - всё понятно, с другой - а что конкретно? 6-)
Взять траппистов: объём выпуска ограничен “договором о франшизе”, пиво - высококачественное, уникальное, но пивоварня может выпускать 3-4-5 сортов пива. Rochefort - 3, Chimay - 4 сорта, La Trappe - 4 постоянных плюс 3 сезонных. Трапписты - крафт? - Пожалуй, да: ограниченный объём, уникальные вкусы, высокое качество, “рецепты древних монахов” и прочая развесная клюква - всё, как мы любим. И нередко скудный по меркам массовой торговли ассортимент.
С другой стороны, если у пивгигантов учитывать их торговые марки вместе, а не по отдельности, то они выпускают вполне широкий ассортимент пива местами сильно отличающегося друг от друга.
В целом, однако, крафтовые пивоварни имеют в своём ассортименте неходовые в общей массе потребителей марки пива.
Потребительский сегмент
Вот тут - самая мякотка! Однозначно, пивгиганты имеют широчайшую аудиторию, в то время как крафт в подавляющем большинстве случаев употребляет узкий сегмент биргиков, хопхедов, стилистов и прочих любителей карликов, бобровых, выдрячьих и иных хвостов. И даже некая доля “интересующихся” никак не может повлиять на этот расклад.
Что там осталось?
Территория
Разве что сентинельцы ещё не знают про Карлсберг, Эфес, Лайон, Циньдао и прочую продукцию пивгигантов. И то, если б не законодательный запрет, АБИнбев закидал бы бедных андаманцев стеллами артуа, хугартенами и прочими старопраменами, несмотря на сильно недружественный нрав воинственных островитян.
И снова - “тёмная сторона” крафта. Вроде, предполагается, что крафт - сугубо региональное пиво, вокруг которого кучкуется определённая биргиковая секта. С другой стороны, если из пятнадцати важнейших по версии профибира европейских крафтовых пивоварен продукцию по меньшей мере трёх из них можно спокойно купить в Кирове, о какой региональности крафта, как явления, говорить?
Вроде, все… Ан нет! Ещё
Творческая самореализация
Нда… Таки не удалось избежать этого “творчества”... Но по справедливости должен отметить, что у тех немногих крафтовиков, с кем я лично знаком, вечно что-то и где-то свербит, а их неизбывные стремления довести свои творения до идеала иногда отчётливо приближаются к грани и разумного, и доброго, и вечного.
Всё. Итак, что у меня получилось? А получилось, что “крафтовое пиво”, это:
Сравнение:
"Ширпотреб"
основной побудительный мотив производства - получение наибольшей прибыли
органолептические характеристики - простое, понятное
потребительский сегмент - очень широкий
"Крафт"
основной побудительный мотив производства - воплощение творческой идеи
органолептические характеристики - сложное или экстремально сильное
потребительский сегмент - узкий
Тапкоприёмник открыт 6-).
Особенно порадовал один из найденных мною признаков “крафтового пива”: “Такое пиво подаётся в бокалах, похожих на винные”. - А вот!
Потому решил немного поразбираться и внести в общий исследовательский поток и свою скромную струю.
Поскольку уже много чего понаписано по поводу “развития пивной культуры” и “пивоваренья, как творческого процесса” подумал, что будет полезно рассмотреть этот вопрос несколько аналитически. В конце концов, технарь я или нет?
В дальнейшем рассмотрении я буд использовать термины “пивгиганты” в качестве обозначения собственно пивгигантов, а “крафтовые пивоварни” в качестве обозначения пивоварен, которые выпускают так называемое “крафтовое” пиво.
Технологическое оборудование
Пивгиганты, как правило, используют самое современное технологическое оборудование, сводящее риск производства бракованной продукции к минимуму. Это и понятно: финансовый и репутационный риск слишком велик.
Крафтовые пивоварни не обладают сравнимыми финансовыми возможностями, но, тем не менее, стремятся тоже использовать возможно лучшее из доступных им оборудований, поскольку не менее пивгигантов заинтересованы в получении наибольшей прибыли. И не надо мне снова говорить о “творчестве”, “развитии пивной культуры” и “незаинтересованности в получении прибыли”: любой предприниматель, если он не сумасшедший и не получает золото посылками алиэкспресс от псайклов, первым делом именно в прибыли и заинтересован, хотя бы с целью поддержания своего производства.
Тем не менее, является ли это различие в уровне оборудования определяющим? - Конечно же нет: в последнее время всё чаще появляются марки пива, произведённые теми самыми пивгигантами, которые, пусть и с разной степенью натяжки, можно отнести к категории “крафтовых” или “крафтоватых”. С другой стороны, большое количество малых пивоварен (особенно в формате пивоварня-бар/ресторан), которые по технологическим возможностям несравнимы с пивгигантами, выпускают стандартный набор “светлое, тёмное, нефильтрованное и пшеничка”.
Доля ручного труда
Этот критерий тесно связан с предыдущим пунктом. Естественно, что доля ручного труда в единице произведённой продукции у пивгигантов будет намного, намного ниже, чем у крафтовых пивоварен. Хотя некоторые крафтовые пивоварни и обладают высокотехнологичным оборудованием, всё равно из-за меньших объемов доля ручного труда в продукции у них будет выше.
Опять же, является ли это признаком “крафтовости” выпускаемой продукции? - Возвращаемся к “светлому, тёмному, нефильтрованному и пшеничке” - с какой стати?
Количество продукции
“Ширпотреб” выпускается в огромных количествах, крафт - малыми партиями. Хм… да, это - несомненно. С другой стороны, никто не отменял мысленный эксперимент, как метод исследования. Вот имеем мы самое что ни на есть “крафтовое” пиво, обладающее уникальным набором органолептических свойств. И выпускается в малом количестве. Крафт - да, он и есть. Теперь с трудом представим, что объём выпуска этого пива увеличивается с сохранением всех его уникальных качеств: увеличивается, увеличивается, увеличивается - бах! - и это уже не крафт? Но пиво-то само не изменилось… Но - не крафт.
Да, в американском определении крафта есть ограничения по объёму выпускаемой продукции. Но… Вот мне, как потребителю, это зачем? Крафт, выпускается небольшими объёмами… и что? Выпью его и растекусь в вечном блаженстве? Малые объёмы гарантируют неповторимость вкуса? Практика показывает, что растекаться от “крафта” получается далеко не в каждом случае. Более того: в очень, очень редких случаях, когда осознаёшь, что цена выпитого оправдывает его высокое потребительское качество. И ни в коем случае это не определяется объёмами производства.
Качество продукции
Даже на самом примитивном самодельном оборудовании “крафтовики” при должном внимании к санитарии и собственной ответственности способны постоянно выпускать вполне качественный продукт. Тем не менее, подавляющее большинство попадавшихся мне некачественных образцов пива относилось именно к категории “крафта”.
К качеству продукции пивгигантов вообще никаких претензий нет. Чтобы испортить их пиво, нужно сильно постараться.
Да, вполне можно найти марки пива, выпускаемые большими и не очень пивзаводами, после употребления которого сон становится затейливым и беспокойным, если наступает. Однако, это - проблемы профессионализма и ответственности конкретных предприятий. Если взять пятёрку крупнейших мировых пивопроизводителей, я, как поребитель, ни разу не сталкивался с испорченной продукцией. А потому существенную. вероятность покупки некачественного продукта лично я никак не могу отнести к признаку “крафтовости” производителя. Хотя по факту сейчас это именно так.
Исходное сырьё
По сырью - тоже как-то мутно всё.
Пивгиганты - понятно: они предпочитают не столько высококачественное сырьё, сколько сырьё с обязательно постоянным качеством.
Крафтовые пивоварни, наоборот, чудят со всевозможными солодами-хмелями-дрожжами и прочими хвостами бобра, желательно достатыми из склепа того самого “древнего монаха”. На крайний случай, пользуются всякими новомодными примочками, чтобы создать уж такое пиво, такое пиво… А потом ещё такое пиво, и сякое пиво, и косяковое пиво… DDH NE Milkshake Imperial DIPA Barrell Aged /Highland Hrennessi Edition/
И опять же, немало пробовал “крафтового” пива, удивляясь, сколько же таланта нужно иметь, чтобы превратить перечисленное на контрэтикетке в жидкость для снятия лака с ногтей. И опять же, сколько несомненно крафтового пива сварено из самых простых и вполне распространённых марок сырья.
Ассортимент продукции
Снова с одной стороны - всё понятно, с другой - а что конкретно? 6-)
Взять траппистов: объём выпуска ограничен “договором о франшизе”, пиво - высококачественное, уникальное, но пивоварня может выпускать 3-4-5 сортов пива. Rochefort - 3, Chimay - 4 сорта, La Trappe - 4 постоянных плюс 3 сезонных. Трапписты - крафт? - Пожалуй, да: ограниченный объём, уникальные вкусы, высокое качество, “рецепты древних монахов” и прочая развесная клюква - всё, как мы любим. И нередко скудный по меркам массовой торговли ассортимент.
С другой стороны, если у пивгигантов учитывать их торговые марки вместе, а не по отдельности, то они выпускают вполне широкий ассортимент пива местами сильно отличающегося друг от друга.
В целом, однако, крафтовые пивоварни имеют в своём ассортименте неходовые в общей массе потребителей марки пива.
Потребительский сегмент
Вот тут - самая мякотка! Однозначно, пивгиганты имеют широчайшую аудиторию, в то время как крафт в подавляющем большинстве случаев употребляет узкий сегмент биргиков, хопхедов, стилистов и прочих любителей карликов, бобровых, выдрячьих и иных хвостов. И даже некая доля “интересующихся” никак не может повлиять на этот расклад.
Что там осталось?
Территория
Разве что сентинельцы ещё не знают про Карлсберг, Эфес, Лайон, Циньдао и прочую продукцию пивгигантов. И то, если б не законодательный запрет, АБИнбев закидал бы бедных андаманцев стеллами артуа, хугартенами и прочими старопраменами, несмотря на сильно недружественный нрав воинственных островитян.
И снова - “тёмная сторона” крафта. Вроде, предполагается, что крафт - сугубо региональное пиво, вокруг которого кучкуется определённая биргиковая секта. С другой стороны, если из пятнадцати важнейших по версии профибира европейских крафтовых пивоварен продукцию по меньшей мере трёх из них можно спокойно купить в Кирове, о какой региональности крафта, как явления, говорить?
Вроде, все… Ан нет! Ещё
Творческая самореализация
Нда… Таки не удалось избежать этого “творчества”... Но по справедливости должен отметить, что у тех немногих крафтовиков, с кем я лично знаком, вечно что-то и где-то свербит, а их неизбывные стремления довести свои творения до идеала иногда отчётливо приближаются к грани и разумного, и доброго, и вечного.
Всё. Итак, что у меня получилось? А получилось, что “крафтовое пиво”, это:
- сложное или экстремально сильное по органолептическим характеристикам (эстетический признак)
- рассчитанное на узкий сегмент потребителей (экономический признак)
- основной причиной появления которого явилась некая творческая идея (творческий, етить его, признак 4-).
Сравнение:
"Ширпотреб"
основной побудительный мотив производства - получение наибольшей прибыли
органолептические характеристики - простое, понятное
потребительский сегмент - очень широкий
"Крафт"
основной побудительный мотив производства - воплощение творческой идеи
органолептические характеристики - сложное или экстремально сильное
потребительский сегмент - узкий
Тапкоприёмник открыт 6-).