Повесть о стране Вятской

И что имеем в остатке?





scale_1200



а имеем мы следующее:
  • Сказание о вятчанах - более литературное произведение, но никак не исторический документ.
  • Повесть о стране Вятской опять же в литературной форме рассказывает об одном эпизоде процесса проникновения русских поселенцев в Вятский край в конце XII века с южного направления. Эпизод, нескладный ни с логической, ни с фактической стороны. Одним словом - беллетристика. Однако ж, гораздо более близкая к действительности, чем СВ.
  • Удмуртское население Вятской земли имело давние, по крайней мере - с VIII века - и непосредственные торгово-обменные связи со своими южными соседями - булгарами по рекам Камско-Вятского бассейна до тех пор, пока Волжская Булгария не была разгромлена монголо-татарами.
  • Также они имели связи с X века и с северными соседями - новгородцами, которые передвигались по северным рекам и знали путь из Заволочья по Каме в Волгу. После гибели Волжской Булгарии удмурты более переключились на торговлю с новгородцами. По крайней мере - северные, поскольку к тому у них появились удобные возможности.
  • Как следует из археологических изысканий, русские поселенцы стали проникать на территорию Вятской земли примерно с XII века двумя путями: с севера через Заволочье - более успешно и с юга - через враждебные черемисские земли - заметно менее успешно.
  • Постоянное и более-менее массовое присутствие русских на Вятке началось примерно с XIV века - времени, когда Никулицын, Кокшаров или Кошкаров (что вероятнее, причём - в виде неукреплённого поселения) и Вятка уже существовали, и в них уже присутствовало русское население.
Вывод: грабительский поход армии новгородских ушкуйников 1374 года к возникновению Вятки никакого отношения не имел.
У меня получается такая картина.
Первыми русскими переселенцами, естественно, были воины: среди находок в Никульчино - недалеко от Кирова-Вятки вверх по реке - подавляющее большинство составляют предметы вооружения и военного снаряжения. Основную часть их датируют XII-XIV веками. Это были небольшие разведывательные отряды или, возможно, группы новгородских, условно называя, “изгоев”. Первые имели целью коммерческий интерес, а вторые, возможно, просто искали подходящие места, где бы поселиться. Понятное дело, что в силу своей малочисленности и поставленных целей, затевать какое-то серьёзное вооружённое противостояние с местными жителями не имело совершенно никакого смысла.
Вятские новгородцы” стали контролировать торговый путь из Заволочья по Вятке, Чепце и Каме - в Волжскую Булгарию. Выгоду от этого получали, естественно, и местные вотяки, потому, в общем-то, против пришельцев не сильно и возражали: каждый имел с торговли свой гешефт. Путь контролировался сначала Никулицыном, а позднее - Вяткой.
Вполне вероятно, что был и второй путь, контролируемый Кошкаром-Кокшаровым: из Устьюжья по Моломе, Вятке и опять же Каме тоже в Булгар. Но основной объём торговли явно проходил через Вятку, поскольку в Списке городов русских, составление которого относят к концу XIV - началу XV веков, Вятка упоминается среди Залесских городов, но Кокшаров-Кошкаров - нет. Видимо, будущий Котельнич в то время был ещё мелким сельским поселением без укреплений. Кроме того, путь от Кошкара-Кокшарова вниз по Вятке проходил по территориям сильно недружественных ни русским, ни вотякам черемисов, которые были явно не заинтересованы в успехах русской торговли. Так что путь через Чепцу и Каму был точно более безопасным. А вот для переселенцев на Вятку путь по Моломе был заметно короче.
По мере развития торговли русское население увеличивалось. Вятка привлекла к себе внимание новгородских разбойников, и они предприняли в том числе и против неё грабительский набег очень крупными силами, потому это и было отмечено в летописях. Примечательно, что разбойничья армия пришла к Вятке, двигаясь вниз по реке. В Воскресенской летописи за 6882 (1374) год упоминается: ”Того же лета шли на низ Вяткою ушкунцы разбойники, 90 ушкуев, и пограбили Вятку”. То есть разбойники пришли тем же путём, по которому осуществлялись торговые связи Вятки с Заволочьем: через верховья Камы и Вятки. Идя дальше, они никак не могли минуть Кокшаров-Кошкар, но его разграбление летопись не упоминает.
А ещё с новгородскими русскими переселенцами на эти земли пришли традиции новгородского “коллективного феодализма”, с чего и началась Вятская земля в русской истории.
Написал я это всё и подумал: а ведь очень подобный ход вещей я уже ранее описывал! Вот же как в истории бывает 6-).
 
Последнее редактирование модератором:
Верх