Возвращение Тёмного государя

В 1446 году - через год после несчастливой для Руси Суздальской битвы - князь Дмитрий Шемяка получил вожделенное великое княжение московское. Счастье?

О том, как Василий Васильевич стал Тёмным


Иллюстрация из Лицевого летописного свода Ивана IV.


Иллюстрация из Лицевого летописного свода Ивана IV.

Счастье Шемяки было недолгим: "сбыча мечт" принесла не столько успокоение, сколько новые и ещё большие беспокойства.

Вовремя непойманные сыновья князя Василия Васильевича - Иван и Юрий - собирали в Муроме войска сторонников бывшего великого князя. Воевода Василия Васильевича - Фёдор Басенок, отказавшийся служить Шемяке и закованный за то в цепи, сбежал в Коломну, созвал к себе соратников, с которыми Коломну ограбил - да, да... - и ушёл в Литву, где у Василия Васильевича были родственники: мать его, Софья - дочь великого князя литовского Витовта, пусть тогда уже и покойного. Москвичи - далеко не все были довольны вокняжению Шемяки: конечно, они винили князя Василия за Суздальское поражение и последующее прибытие на Русь татарских налоговых инспекторов, но ведь он самоотверженно защищал свою землю, а Шемяка предал его, коварством захватил, ослепил... Это было посчитано чрезмерным даже по тем временам. А москвичи - они, конечно, не новгородцы, но тоже, когда припечёт, становятся несахарными. Надо было что-то делать. И великий князь Дмитрий Шемяка не нашёл ничего лучшего, чем проделать с сыновьями князя Василия тот же фокус, что и с самим Василием Васильевичем. Нет, он не пошёл на князей Ивана и Юрия с войском, поскольку сила там собралась, видимо, неслабая. Он решил их обмануть.

Послал Дмитрий Шемяка в Муром епископа рязанского Иону, чтобы тот передал сыновьям Василия, что если они приедут к Шемяке в Москву, то он их пожалует (наградит?), освободит их отца и даст им "... вотчину довольную, чтобы могли жить все вместе". Как ни странно, васильевы бояре, князья Ряполовские и сыновья великого князя поверили Ионе - всё ж святой человек! Тем более, что можно было таким образом избежать очередной междоусобной войны. И молодые князья Иван (будущий великий князь Иван III, между прочим) и Юрий Васильевичи отправились к Шемяке в Переяславль.

Дмитрий Шемяка принял их, видимо, прохладно ("мало почтил их"), однако, пригласил на обед, где им льстил и дарил подарки, "... а на третий день после того, с тем же владыкою Ионою послал их в Углич к отцу в заточение". Мало Шемяке было нарушить крестное целование с Василием - а выше крестного целования тогда ничего и не было - так он прилюдно и обманом ещё и сыновей его заточил! Он рассчитывал, что это укрепит его власть? Верить заведомому обманщику - ладно, это - наивность, но рассчитывать, что новая подлость спасёт от последствий старой... Кстати, епископ Иона за свои добрые дела получил от Дмитрия Шемяки Московскую митрополию. Если заповеди мешают бизнесу...

Князья Ряполовские, приютившие сыновей Василия, видя из Мурома такое... дело, решили, что с них этого... безобразия хватит, собрали войска и своих сторонников и пошли к Угличу освобождать Василия Васильевича с сыновьями. Шемяка послал на них два войска, которые, однако не смогли объединиться и были по одиночке разбиты князьями Ряполовскими. Далее силы Ряполовских разделились: часть под командованием боярина Семёна Филимонова пошла на Москву, а сами князья со своим войском пошли в Литву к шурину Василия Васильевича - князю Василию Ярославовичу, чтобы решить, как совместно освободить великого князя, что не предвещало уж совсем ничего хорошего Шемяке. В Москве стало попахивать жареным.

Более всех стал суетиться - вот неожиданность! - новомосковский митрополит Иона. Претензии Ионы к Дмитрию Шемяке были следующие: мол, Шемяка его подставил, когда отправлял в Муром уговаривать сыновей Василия прибыть в Москву, Шемяка Иону обманул, Иона обманул всех, на его душе грех за то лежит тяжкий. Надо великого князя освобождать.

Поначалу я подумал: а и впрямь так: Шемяка Иону подставил, а Иона - святая душа! - до последнего ничего не подозревал. Ай-яй-яй. А потом подумал ещё: так Иона же и отвозил князей Ивана да Юрия в Углич в заточение к отцу. Даже - даже! - если он не знал, куда и зачем везёт княжичей, но потом - он же кафедру Московскую принял? Опять не знал?


Кстати, Иона и подсказал Дмитрию, как обезопаситься от Василия: "... а ещё его [Василия] укрепи крестом честным и нашею братьею владыками". Мол, Василий не посмеет нарушить крестное целование, чтоб возвращать московский престол, а Иона это крестное целование примет. Просто и со вкусом.

Выход был найден: Дмитрий Шемяка собрал вокруг себя побольше попов познатнее (на всякий случай, видимо) и отправился в Углич освобождать Василия Васильевича. "Ой, прости ты меня, дуру греш..." - так, это было несколько не в то время и не по тому поводу, но суть - та же. Великий князь и сам расстрогался до слёз (буквально). После накрытой Шемякой поляны весь великокняжеский двор отправился сначала в Вологду, которую от щедрот своих Дмитрий Шемяка отдал Василию во владение, а потом - в Тверь, где Василий поженил своего сына на дочери тверского князя Бориса Александровича - того самого, которому Шемяка в своё время сообщил, что Василий из-за татар отберёт у него Тверь.

Князь Василий Ярославович, в Литве прознавший про освобождение великого князя, со своими сторонниками пошёл к Василию, но неожиданно наткнулся на татар. Естественно, началась небольшая стрельба, после чего все остановились, и татары спросили:

- А вы чего, собственно? Кто такие?
Русские ответили: "Мы - москвичи, идём великого князя выручать. А вы что здесь делаете?"
- Так и мы идём князя выручать!


Оказалось, что, прослышав про неприятности Василия Васильевича, казанский хан и его давний знакомец Улу-Мухаммед послал своих сыновей - Касима и Ягупа - на помощь князю. И пошли оба войска вместе великого князя выручать. Адептам "монголо-татарского ига": иго ещё продолжалось!

Замечу: в этом случае хан Улу-Мухаммед полностью выполнил свою сеньорскую обязанность предоставить военную защиту своему вассалу - князю Василию Васильевичу. Напомню: хоть и по европейскому вассальному праву, но вассал имел полное право освободиться от зависимости, если сеньор не защитит его от внешнего нападения. Это к слову об "иге" и "азиатской дикости": вполне европейские отношения.


В результате имелось:

  • объединённое русско-татарское войско под командованием князя Василия Ярославовича и царевичей Касима и Ягупа Мухаммедовичей в районе Ельни и
  • объединённые великокняжеские войска в Твери.
  • Кроме того, в Москву прошёл небольшой отряд под командованием боярина Михаила Плещеева, посланный Василием Васильевичем к москвичам, к тому времени совсем не горевшим желанием защищать Шемяку, бывшего тогда под Волоком.
Шемякинские наместники из Москвы тут же сбежали, прочих же его сторонников боярин Плещеев отловил и в железа заковал. Местных, естественно, по традиции пограбил. Остальных привёл к присяге великому князю. Москва была взята.

Выйдя навстречу Василию Васильевичу, Дмитрий Шемяка захватил с собой мать Василия - княгиню Софью. Так, на всякий случай, чтоб княгиню никто не обидел. Все силы великого князя Василия соединились под Ярославлем. Василий Васильевич предложил Шемяке отпустить Софью, что тому и пришлось сделать. Самые прозорливые сторонники Шемяки стали бежать от него к великому князю.

Великому княжению Дмитрия Шемяки явственно наступал полный конец.

Автор - Честный Инженер
 
Последнее редактирование модератором:
Верх