Как-то уж очень похоже получается.
Первоначально братья обитали на побережье Евксинопонта, сиречь - Чёрного моря, но в 2409 г. до н.э. Словен и Рус ушли с насиженного места и 14 лет "обходили они пустые земли", "как острокрылатые орлы перелетали через пустыни многие, ища себе места, благоприятного для поселения", "пока не дошли до некоего большого озера именем Мойско, которое Словеном было впоследствии переименовано в Ирмерь".
Если учесть, что по прямой от побережья Чёрного моря до Ильменя около 1300 км, то проходили они примерно 100 км/год: конечно не со столь впечатляющей скоростью, как Моисей сотоварищи, но тоже внушает. Кстати, как Моисей привёл евреев в место отнюдь не располагающее к продуктивному сельскому хозяйству, так и Словен и Рус по неизвестной причине потащили своих сородичей от чернозёмов южной Руси к малопродуктивным районам севера. Совпадение? - Не думаю 4-).
Ирмерь, по-видимому - Ильмень, но кто дал ему первоначальное название - Мойско - в летописи не указывается, что странно: откуда родичи узнали это название, коль земли были пустые? Узнать его они могли только от местного населения - значит, эти земли были не такие уж и пустые.
Где же поселились Словен и Рус по прибытию на землю свою обетованную, пустынную? Хронограф Пахомия даёт точные привязки к местности. В 2395 г. до н.э. будущие словене (получается, что будущие ильменские)
Таким образом, имеем:
То бишь, Словенск Великий - это известное в археологии селище на реке Прость. И тут удивление: селище - VII-VIII веков, то есть, возможно, более раннее, чем Ладожское или даже Любшанское. Правда, А.В. Плохов отмечает ( Плохов А. В. Древности VIII века у истока Волхова, 2008), что "Облик древностей, представленных в изученном сооружении [на территории селища], оказался во многом отличен от культуры древнейших жителей Ладожского поселения." Но "Особенно ярко в собрании вещей отразились связи обитателей посёлка с финно-угорским миром."
Сказки сказками, но архиепископ Пахомий явно знал о древности поселения у Прости. А вот со Старой Русой у архиепископа пока промашка получилась: по современным исследованиям люди здесь начали селиться не ранее IX века, то есть через 100-200 лет после Прости.
Так что основание этих городов - Словенска и Русы - братьями стоит оставить на совести автора Русской летописи. Или же принять, что братья Словен и Рус были такими же долгожителями, как и Моисей 6-).
Автор - Честный Инженер
Первоначально братья обитали на побережье Евксинопонта, сиречь - Чёрного моря, но в 2409 г. до н.э. Словен и Рус ушли с насиженного места и 14 лет "обходили они пустые земли", "как острокрылатые орлы перелетали через пустыни многие, ища себе места, благоприятного для поселения", "пока не дошли до некоего большого озера именем Мойско, которое Словеном было впоследствии переименовано в Ирмерь".
Если учесть, что по прямой от побережья Чёрного моря до Ильменя около 1300 км, то проходили они примерно 100 км/год: конечно не со столь впечатляющей скоростью, как Моисей сотоварищи, но тоже внушает. Кстати, как Моисей привёл евреев в место отнюдь не располагающее к продуктивному сельскому хозяйству, так и Словен и Рус по неизвестной причине потащили своих сородичей от чернозёмов южной Руси к малопродуктивным районам севера. Совпадение? - Не думаю 4-).
Ирмерь, по-видимому - Ильмень, но кто дал ему первоначальное название - Мойско - в летописи не указывается, что странно: откуда родичи узнали это название, коль земли были пустые? Узнать его они могли только от местного населения - значит, эти земли были не такие уж и пустые.
Где же поселились Словен и Рус по прибытию на землю свою обетованную, пустынную? Хронограф Пахомия даёт точные привязки к местности. В 2395 г. до н.э. будущие словене (получается, что будущие ильменские)
Опять же - "переименованной": то есть совсем не пустынные места были, лукавит летописец 6-). Будущие русы:"... поставили город, и назвали его по имени князя своего «Словенск Великий» на расстоянии полтора поприща вниз от устья великаго озера Ирмеря (от места, где впоследствии появился нынешний Нов град) по великой реке, переименованной в Волхов."
Как полагается в дохристианскую эпоху на Руси, "Жили же Словяне и Руси погаными, как скотина, не имели закона" - как видно, традиции этической оценки собственных предков от летописи к летописи не меняются. Естественно, что "... обрушился на землю Словенскую праведный гнев Божий. Умерло людей без числа во всех городах и селах, так, что некому даже было погребать мертвых. Кто остался жив, из-за безлюдности разбежались из городов в отдаленные места...", но через некоторое время ещё некие словяне с Дуная (Дунай, Дунай, а ну - узнай: где чей подарок 4-) прослышав, что "... что земля праотцев их лежит пуста и никем не возделываемая", решили бесхозное наследство себе прибрать: "... начали думать, как бы им наследовать землю отцов своих." Правда, тайком от соседей освоить свалившееся наследство не получилось: "С ними же и Скифы, и Болгары, и из иных мест люди пошли в землю Словенскую и Рускую." Тем не менее,"Брат же Словенов Рус поселился на расстоянии пятьдесят поприщ от Словенска Великаго у Соленаго студенца, и основал город между двумя реками, и нарек его во имя свое «Руса», и до сих пор город тот именуется Руса Старая. Одну из этих двух рек он назвал по имени жены своея «Порука». Другую же реку назвал во имя дочери своей Полистою."
"И обновили город Словенск на новом месте — от старого Словенска вниз по Волхову больше поприща, и назвали его Нов град Великий..."
Таким образом, имеем:
- Словенск Великий - полтора поприща от места, где Волхов из Ильменя вытекает
- Старя Руса - 50 поприщ от Словенска Великого (непонятно: напрямик по озеру или в окружную по берегу)
- Великий Новгород - около поприща от Словенска Великого вниз по Волхову.
То бишь, Словенск Великий - это известное в археологии селище на реке Прость. И тут удивление: селище - VII-VIII веков, то есть, возможно, более раннее, чем Ладожское или даже Любшанское. Правда, А.В. Плохов отмечает ( Плохов А. В. Древности VIII века у истока Волхова, 2008), что "Облик древностей, представленных в изученном сооружении [на территории селища], оказался во многом отличен от культуры древнейших жителей Ладожского поселения." Но "Особенно ярко в собрании вещей отразились связи обитателей посёлка с финно-угорским миром."
Сказки сказками, но архиепископ Пахомий явно знал о древности поселения у Прости. А вот со Старой Русой у архиепископа пока промашка получилась: по современным исследованиям люди здесь начали селиться не ранее IX века, то есть через 100-200 лет после Прости.
Так что основание этих городов - Словенска и Русы - братьями стоит оставить на совести автора Русской летописи. Или же принять, что братья Словен и Рус были такими же долгожителями, как и Моисей 6-).
Автор - Честный Инженер
Последнее редактирование модератором: