Нимфоманка фон Триера: разврат или высокое искусство?

Ларс фон Триер, конечно, голова.

scale_1200

Добрался я таки до его Нимфоманки. Причём - в режиссёрской версии: все пять добрых часов с лихом. И это было ключевым обстоятельством.

Я думал, посмотрю высокоинтеллектуальную "клубничку", обсужу всякие сладости-солёности, пожурю-похвалю - э-э-э нет. Нет, господа. Этот фильм - именно режиссёрский, необрезанный вариант нуждается в осмыслении. Поскольку это - совершеннейшим образом не порнография. Более того: с высокой степенью предполагая, какие сцены были вырезаны для версии публичного показа, смею утверждать, что этот вариант сильно потерял в драматизме и смысловом наполнении.

С удивлением смотрю на то, что только что написал: ну вот что может потерять в смысловом наполнении эротический фильм, если ему подрезать чрезмерно натуралистические сцены бытового "чпока"? Повторю: это - никоим образом не порнографический фильм! - По большому счёту - ничего. Эротизм - это ж не демонстрация боевого опыта бесконечного коитуса. Наоборот: намёки, недосказанности, недопоказанности и тому подобное - всё строго противоположное примитивно-технической реализации содержания Кама-сутры. А потому после просмотра первой части творения фон Триера, изобиловавшей, как раз, именно техническими подробностями, я долго раздумывал: а стоит ли дальше смотреть злоключения этой нимфоманки Джо? Однако спокойно осмысленный трагизм последней сцены первой части подсказал: стоит, да. Иначе не следовало и начинать.

( Свернуть )
Сюжет картины строится на том, что некий престарелый мужчина по дороге домой находит лежащую под дождём побитую немолодую женщину. Приведя женщину к себе, помыв, накормив, напоив и уложив в кровать, он затевает с ней разговор, в котором женщина рассказывает ему по эпизодам свою жизнь. Женщина - Джо - оказывается страдающей нимфоманией, а мужчина Селигман (бррр...) - энциклопедистом с задатками психолога. Из их диалогов и иллюстраций эпизодов жизни женщины складывается весь фильм.
Я попытался обозначить одними словами все этапы болезненной жизни, которые прошла Джо, и получилось следующее:
  • Обнаружение - любопытство - исследование - использование - беда - борьба - осмысление - решимость.
Вполне законченный психологический цикл. Стало ясно, почему меня всё же потянуло посмотреть вторую часть: первая закончилась на этапе "использование", а это - всего лишь пол-пути.
Я не буду спойлерить и пересказывать содержание фильма. Я не буду анализировать ни форму воплощения, ни заключённые в ней смыслы и идеи - я не кинокритик. Я просто поделюсь своими впечатлениями.
Актёрский состав
Шарлотта Генсбур
- кстати, дочь Сержа Генсбура - совершенно незвёздная внешность при высоком актёрском мастерстве. Великолепно сыграла этакое сдержанное, скрытое скальное основание Джо, пока жизнь не ободрала и не обнажила его к концу фильма.
Стеллан Скарсгард - вяловато сыграл задник сцены личности Джо, хотя заключительная сцена похоти довольно удалась
Кристиан Слейтер - наверное, самая светлая его роль, которую я видел. Кто-то назвал его героя "анекдотичным" - глупость: высокого мужества человек.
Ума Турман - я и так к ней неровно дышу, а тут - не сразу даже и узнал, настолько она перевоплотилась в оскорблённую мужем женщину. Блистательный эпизод!
Режиссёрское решение фильма в целом
Первая часть, изобилующая откровенными сценами, создаёт определённый психологический настрой зрителю, который вторая часть, гораздо менее откровенная, напрочь ломает. Вот просто здорово! Этакий психологический перегиб.
На то же работают несколько закольцованных сюжетных ходов. Сразу их можно и не заметить, а потом - ба! - так вот же оно!
Сюжетное время фильма - часов восемь. Может - десять. То есть оно того же масштаба, что и текущее время. Опять в ту же копилку.
Отдельные сюжетные ходы
Над кроватью Джо воткнута в обои нахлыстовая мушка типа нимфа. Селигман (бррр!) проводит аналогию между рыбалкой на мушку и охотой Джо на мужчин - шикарный смысловой ход, который, к моему глубокому сожалению, заканчивается к середине первой части. Хотя в скрытом виде он присутствует до конца фильма: Джо шла за своим недугом, как рыба идёт за мушкой, принимая её за настоящую добычу. И Джо, и рыба в итоге попались на крючок пустышки. Но до этого надо ещё додуматься. А может, фон Триер так неосознанно сделал?
Отец Джо говорил ей, что зимой видны стволы деревьев - их души. Ближе к концу фильма Джо взбирается на скалу и видит вцепившееся в вершину, согнутое долгими ветрами почти обнажённое дерево. Получается, что оно - душа Джо. Тоже очень символично.
scale_1200

Кадр из фильма Нимфоманка Ларса фон Триера.
Постоянное оправдание Селигманом (бррр!) любых неблаговидных поступков Джо, которые она сама осознаёт и осуждает, как демонстрация современной либеральной идеи: Селигман - девственник и асексуал, как он сам себя определяет, - совершает определённые движения для личного удовлетворения, но никаких общественных последствий они не не имеют.
В итоге - а вот про итог я писать не буду, поскольку... А вот тоже не буду писать 6-). Смотрите, думайте. Благо - есть над чем.
Да, строго предупреждаю: фильм - 30+, лицам со слабой психикой и/или высокой моралью смотреть настоятельно не рекомендую. Поскольку между развратом и искусством в этом случае хоть и отчётливая, но довольно тонкая грань.

 
Триер весьма специфичное кино делает, с неприятным послевкусием, хочется отмотать назад и переписать сценарий, почти все смотрела по разу, пересматривать не тянет, но в памяти остается навсегда. Нимфоманку не стала смотреть как-то предыдущих хватило...
 
Верх