В предыдущей статье о хронографе архиепископа Пахомия я уже отметил, что, несмотря на неграмотность архиепископа в части хронологических датировок (в чём его винить, конечно же, совершенно нельзя), он на удивление очень близко к современным археологическим данным указал на болгарский город Варну как древний культурно-экономический центр праславянских племён.
Картинка с сайта https://moya-planeta.ru
Поначалу я с большим скепсисом отнёсся к Русскому летописцу архиепископа Астраханского и Терского Пахомия. Да и как к нему было относиться иначе, ведь его объявили ни чем иным, как "первоисточником Повести временных лет"! Никто не знал, а он... ладно, это - из другой оперы 6-). К тому же Пахомий на голубом глазу описывал послание, которое почтительно отправил Александр Македонский русским князьям в Рязань (???). Как не восхититься буйностью фантазии автора?
Тем не менее, при дальнейшем анализе текста и сравнении его с известными археологическими данными обнаружилось, что Пахомий точно указал на место расположения одного из древнейших поселений на территории Руси - селища на реке Прость в качестве Словенска Великого, штаб-квартиры легендарных братьев-основателей Руси - Словена и Руса. Ещё и Варна, где до Словенска обитали предки братьев. Получается, что далеко не всё, что собрал Пахомий в своём "летописце", является сказками и легендами.
( Свернуть )
Естественно, захотелось проверить, насколько хождения славян туда-сюда, описываемые Пахомием, соответствуют прочим научным данным, а для этого дополнил карту путешествий сородичей Словена и Руса результатами различных лингвистических, дендрологических, археологических, палеоантропологических и генетических исследований. Получилась вот такая картина:
Полезно её сравнить с племенами Европы в V-VI веках нашей эры.
Карта с сайта https://ru.wikipedia.org
И вот, какая штука получается: начиная географически и хронологически с Варны, описываемые в хронографе передвижения наших с вами предков-славян-русов в общем-то нисколько не противоречат научным данным.
Да, перемещение славянских племён от северного Причерноморья сразу же к Ильменю не сходится с современными представлениями о заселении тех мест, но отправная и конечная точки указаны совершенно верно. Снова Пахомий - молодец.
Все эти сведения в Русском летописце густо перемешаны с совсем уж фантазийными эпизодами: о египетских вояжах и переписке с Александром Великим я уже писал. Но даже и они имеют некоторое логическое объяснение и являются некими смысловыми аллюзиями вполне установленных фактов. О новгородских "коркодилах" я уже тоже писал, в "коркодила" превращался и сын Словена - Волхов. В Русском летописце упоминается, что после смерти Волхова "насыпали над ним весьма высокую могилу по обычаю поганскому". Вроде бы, насыпали - и насыпали. Однако, как показано на карте европейских племён, культура захоронения в курганах была совсем не свойственна жителям Приильменья, но окружает эту территорию с востока, юга и запада. С точки зрения ильменцев, этот обычай вполне мог считатья "поганским". Соответственно "поганец" Волхов и был похоронен по "поганскому" обычаю.
Так откуда же славяне пришли на Русь? Из земли обетованной или, всё таки, более реалистичным путём? Как я понял, даже среди мужей наук высоких нет единства: каждый на основании своих исследований делает свои предположения, и небезосновательные. К примеру, лингвист академик О. Н. Трубачёв на основе анализа славянской лексики гончарного, кузнечного и прочих ремёсел пришёл к заключению, что носители раннеславянских диалектов (или их предки) в то время, когда формировалась соответствующая терминология, находились в тесных контактах с будущими германцами и италиками, то есть индоевропейцами Центральной Европы. По его мнению, праславянские племена выделились из индоевропейской общности на севере Балкан в районе Дуная, после чего мигрировали и смешивались с другими этносами
Почему я и решил собрать некоторые из них на одной карте в предположении, что если найдётся "общая точка" у различных исследователей, там, скорее всего, и возникли наши с вами предки-славяне. И, по-моему, она таки нашлась: местность чуть северо-западнее Киева (ох, и заклюют же меня сейчас всякие патриоты-хоругвеносцы! 6-).
Правда, согласно археологии, путь этих "славян" к Ильменю был довольно длителен и затейлив: сначала эти племена двинулись на запад вдоль северных предгорий Карпат и Судет, вышли к побережью Балтийского моря между Эльбой и Вислой, повернули на восток и вдоль побережья Балтики дошли до Ильменя, где встретились с финно-уграми. Конечно же, племена двигались и на север, но то ли путь был слишком труден - непроходим (Геродот, вроде, писал, что к северу от скифов земли пустынны, то есть безлюдны), то ли пробираться сквозь леса с плодородных земель в неведомое далёко не видели большого смысла, то ли просто достаточно людей на такое предприятие сразу не нашлось, но "европейский транзит" оказался более успешным.
Предполагаю, что некоторые сейчас воскликнут: "Ага!, Значит, русы - это, всё-таки, пруссы!" Хм... Делать столь безапелляционные заявления только на основании фонетического сходства? По-моему, это - брэд. А, нет: "брэд" - это "хлеб" по-английски. С русским термином звучит практически одинаково, но суть у них - совершенно различная 6-).
Что ж до Пахомия - он, по сути, описал крайний - восточный путь миграции славянских (праславянских) племён с территории Причерноморья на север в сторону Приильменья. А что повёл он род славян из земли обетованной и от Адама, так то вполне простительно: он же, всё-таки, архиепископ.
© Честный Инженер
Картинка с сайта https://moya-planeta.ru
Поначалу я с большим скепсисом отнёсся к Русскому летописцу архиепископа Астраханского и Терского Пахомия. Да и как к нему было относиться иначе, ведь его объявили ни чем иным, как "первоисточником Повести временных лет"! Никто не знал, а он... ладно, это - из другой оперы 6-). К тому же Пахомий на голубом глазу описывал послание, которое почтительно отправил Александр Македонский русским князьям в Рязань (???). Как не восхититься буйностью фантазии автора?
Тем не менее, при дальнейшем анализе текста и сравнении его с известными археологическими данными обнаружилось, что Пахомий точно указал на место расположения одного из древнейших поселений на территории Руси - селища на реке Прость в качестве Словенска Великого, штаб-квартиры легендарных братьев-основателей Руси - Словена и Руса. Ещё и Варна, где до Словенска обитали предки братьев. Получается, что далеко не всё, что собрал Пахомий в своём "летописце", является сказками и легендами.
( Свернуть )
Естественно, захотелось проверить, насколько хождения славян туда-сюда, описываемые Пахомием, соответствуют прочим научным данным, а для этого дополнил карту путешествий сородичей Словена и Руса результатами различных лингвистических, дендрологических, археологических, палеоантропологических и генетических исследований. Получилась вот такая картина:
Полезно её сравнить с племенами Европы в V-VI веках нашей эры.
Карта с сайта https://ru.wikipedia.org
И вот, какая штука получается: начиная географически и хронологически с Варны, описываемые в хронографе передвижения наших с вами предков-славян-русов в общем-то нисколько не противоречат научным данным.
Да, перемещение славянских племён от северного Причерноморья сразу же к Ильменю не сходится с современными представлениями о заселении тех мест, но отправная и конечная точки указаны совершенно верно. Снова Пахомий - молодец.
Все эти сведения в Русском летописце густо перемешаны с совсем уж фантазийными эпизодами: о египетских вояжах и переписке с Александром Великим я уже писал. Но даже и они имеют некоторое логическое объяснение и являются некими смысловыми аллюзиями вполне установленных фактов. О новгородских "коркодилах" я уже тоже писал, в "коркодила" превращался и сын Словена - Волхов. В Русском летописце упоминается, что после смерти Волхова "насыпали над ним весьма высокую могилу по обычаю поганскому". Вроде бы, насыпали - и насыпали. Однако, как показано на карте европейских племён, культура захоронения в курганах была совсем не свойственна жителям Приильменья, но окружает эту территорию с востока, юга и запада. С точки зрения ильменцев, этот обычай вполне мог считатья "поганским". Соответственно "поганец" Волхов и был похоронен по "поганскому" обычаю.
Так откуда же славяне пришли на Русь? Из земли обетованной или, всё таки, более реалистичным путём? Как я понял, даже среди мужей наук высоких нет единства: каждый на основании своих исследований делает свои предположения, и небезосновательные. К примеру, лингвист академик О. Н. Трубачёв на основе анализа славянской лексики гончарного, кузнечного и прочих ремёсел пришёл к заключению, что носители раннеславянских диалектов (или их предки) в то время, когда формировалась соответствующая терминология, находились в тесных контактах с будущими германцами и италиками, то есть индоевропейцами Центральной Европы. По его мнению, праславянские племена выделились из индоевропейской общности на севере Балкан в районе Дуная, после чего мигрировали и смешивались с другими этносами
Почему я и решил собрать некоторые из них на одной карте в предположении, что если найдётся "общая точка" у различных исследователей, там, скорее всего, и возникли наши с вами предки-славяне. И, по-моему, она таки нашлась: местность чуть северо-западнее Киева (ох, и заклюют же меня сейчас всякие патриоты-хоругвеносцы! 6-).
Правда, согласно археологии, путь этих "славян" к Ильменю был довольно длителен и затейлив: сначала эти племена двинулись на запад вдоль северных предгорий Карпат и Судет, вышли к побережью Балтийского моря между Эльбой и Вислой, повернули на восток и вдоль побережья Балтики дошли до Ильменя, где встретились с финно-уграми. Конечно же, племена двигались и на север, но то ли путь был слишком труден - непроходим (Геродот, вроде, писал, что к северу от скифов земли пустынны, то есть безлюдны), то ли пробираться сквозь леса с плодородных земель в неведомое далёко не видели большого смысла, то ли просто достаточно людей на такое предприятие сразу не нашлось, но "европейский транзит" оказался более успешным.
Предполагаю, что некоторые сейчас воскликнут: "Ага!, Значит, русы - это, всё-таки, пруссы!" Хм... Делать столь безапелляционные заявления только на основании фонетического сходства? По-моему, это - брэд. А, нет: "брэд" - это "хлеб" по-английски. С русским термином звучит практически одинаково, но суть у них - совершенно различная 6-).
Что ж до Пахомия - он, по сути, описал крайний - восточный путь миграции славянских (праславянских) племён с территории Причерноморья на север в сторону Приильменья. А что повёл он род славян из земли обетованной и от Адама, так то вполне простительно: он же, всё-таки, архиепископ.
© Честный Инженер