Тросы, канаты, динамические стропы + цепи противоскольжения

Валерий (Арчибальд)

гид форума Энкуатро
Есть несколько идей, круглопрядные тросы, буксиры, не "полотенца", но международный патент стоит денег, да и в Китае на это плевать. И на форуме уже не пишу про идеи, их так хорошо воруют!!!

Проехал 3 млн км, экс дальнобойщик с большим опытом экстрима, поэтому и стараюсь работать с хорошими тросами. Грузовой эвакуатор стоит сейчас конских денег и водители по старинке вытаскивают машины даже стальными тросами или "полотенцами", а это приводит к большим убыткам! И "полотенца" до 50 тонн для грузовиков, они только как бы "динамические" стропы, которые пиарят только в России, практически не тянутся, максимум 2-3%, полиамид (нейлон) тянется на 15-17%, а иногда и больше!!! Поэтому эти буксиры и отрывают меньше проушин и редко гнут рамы грузовиков!

Не верьте рекламе... Особенно в России. Полотенце - Зло!!! Много видео про траки в Заполярье

НИКОГДА не покупайте тросы из полипропилена или полиэтилена, да ещё с крючками. Лучше купите шаклы или простой полиамидный (нейлоновый, капроновый) трос с петлями, любая железяка или деревяшка заменит крючок. Смотрите видео, крючки - ЗЛО!!!

Про крюки смотрите ниже внимательней, и в моей практике с ними были огромные проблемы. Когда крючок отрывает проушину в машине, то его вес практически удваивается и лететь он начинает ещё быстрее.

2. Часто эти китайские крючки с микротрещинами, которых под краской и не видно!!!
3. Плохое литьё, лопаются даже при буксировке... А уж при выдёргивании из грязи летят как снаряды, пробивают стёкла и головы наивным зевакам и помощникам.

С цепями надо ездить осторожно, есть тысячи вариантов, ямы, промоины, лёд или грязь. Где ходом, где внатяжку, а иногда и на всю гашетку надо топить перед горкой


Скриншот 04-12-2022 052114.jpg

ВСЕГДА СТОЙТЕ В ТРИ РАЗА ДАЛЬШЕ ДЛИНЫ ТРОСА!!! Это просто норма такая. Вешайте на трос рабочую одежду, коврики, да что угодно, тяжелое и большое, фуфайка - классика дальнобоев, сейчас такого и не встретить! При отрыве проушины в машине, она полетит в разы медленней с большой тряпкой и вы не будете покупать новое стекло или рихтовать машину!

4. Капроновый трос тянется максимум на 20%, значит рассчитывайте на 10%. Не надо рисковать! Натянули трос, воткнули лопату в землю или любой другой ориентир. Потом немного назад, несколько раз подёргали застрявшего, на 3-5% растяжения троса, раскачайте машину. Обязательно подкопайте под колёсами! Порвать можно и корабельный канат!!!! Или оторвать проушины на раме. Или погнуть её. Потом немного разогнались и от ориентира проезжайте не больше 15%!!! Если трос 10 метров, то значит полтора метра! Никак не больше. Натянули трос и по тормозам! А застрявший сам выкарабкивается, крутит рулём вправо-влево и буксует. Это самый оптимальный вариант, потому что если рвать до упора, то порвёте трос, погнёте раму, оторвёте проушину, етс...

5. Если зеваки и помощники хотят попасть на Ютуб со своим видео, набрать лайков и просмотров, то с трупом просмотров будет больше, такой кадр многие захотят посмотреть, крючок или проушина летит в камеру и убивает наивного джипера или дальнобоя... Смотрите внимательно пункт 3!



Красавчик... Манхгито!!! Нейлоновый, тянется! 120 баксов

Скриншот 29-12-2021 221711.jpg



Лучший трос для легковушки и джипа...



Грустная песня про цепи в России...

У нас многие дальнобойщики не могут понять зачем в Норвегии цепи надевают на передние колёса и на прицепе... Включите логику! Люди умеют считать свои деньги и не стоят в заторах сутками как у нас. И совсем мало лежат в кюветах.

 
Последнее редактирование:

Валерий (Арчибальд)

гид форума Энкуатро
Подкидыши для белых... Сарказм!
Как только выпадает снег - в России начинаются заторы и массовые ДТП на трассах, особенно где есть горки! Владивосток вспомнил!! Каждый год они заваливают Ютуб своими видео. Всё надеются на резину липучку или шипы, на свои ПРульные 4х4, и на свой "опыт"!

Надо законодательно с цепями решать этот вопрос. Эти заторы на трассах - огромные убытки. + ДТП!



 

Валерий (Арчибальд)

гид форума Энкуатро

Что такое Dyneema и что всё таки крепче?​

Многие разновидности прочных и сверхпрочных синтетических тросов, в нашей стране, традиционно называют кевларовыми, независимо от того, из какого материала и по какой технологии они сделаны. Это один из примеров того, как называют все копировальные аппараты - ксероксами, все внедорожники – джипами, подгузники традиционно называют памперсами, а бензиновые горелки примусами. Наиболее популярные торговые марки, со временем, становятся именами нарицательными для определенной группы товаров. Существует большое количество синтетических тросов, многие из них равны или превосходят по своим качествам кевлар.
Сравнивать синтетические тросы с металлическими, уже не имеет смысла, так как время показало, что синтетика уже давно обошла металл по большинству характеристик. Но вот разобраться в разновидностях синтетических тросов обязательно стоит. И мы постараемся немного раскрыть эту тему.

В мире давно назрела необходимость заменять тяжелый металлический трос на синтетические. В 50-х годах прошлого столетия в обиход потихоньку входят полиэтиленовые, полиамидные, полиэфирные, полипропиленовые и многие другие синтетические волокна. Производство полиамидной группы волокон таких как капрон и нейлон, началось еще перед Второй Мировой Войной. Поэтому именно из них, сначала плели канаты, тросы, стропы и веревки. Из полипропилена плетут изделия для условий повышенной влажности и в случаях контакта с водой. Но полипропиленовые волокна страдают от УФ воздействия и им не хватает прочности и износоустойчивости. Полиэфирные волокна, наоборот, прочны и износоустойчивы, при этом дороже в производстве.



В 1965 году был изобретен кевлар, а спустя десять лет в производство поступил сверхвысокомолекулярный полиэтилен высокой плотности (СВМПЭ), который и назвали Dyneema. Именно оно, до сих пор, считается одним из самых прочных синтетических волокон в мире.



Dyneema®- это зарегистрированная компанией DSM NV торговая марка волокна СВМПЭ. Встречаются разные названия(сокращения) сверхвысокомолекулярного полиэтилена высокой прочности (Ultra-high molecular weight polyethylene, UHMW PE), такие как: High perfomance polyethylene, HPPE (полиэтилен высокого качества), High modulus polyethylene, HMPE (высокомодульный полиэтилен).

В промышленности СВМПЭ начали широко использовать. Но перед этим, много лет, ученые искали способы промышленного производства Dyneema®, в конце концов, был разработан метод синтеза волокон «гель-прядение», или иначе «гель-формование». СВМПЭ растворяют в декалине и затем выдавливают в водный раствор, получившийся гель вытягивают при температуре около 100 градусов, удаляя растворитель. В процессе формования состоящие из длинных линейных цепочек полиэтилена молекулы закручиваются в волокна, теряя при этом межмолекулярные связи и приобретая почти совершенную параллельную ориентацию молекул, что наряду со сверхвысокой молекулярной массой (более 2млн) и придает волокнам уникальные свойства. В числе этих свойств: очень высокая прочность; почти нулевая растяжимость; устойчивость к воде и подавляющему большинству других растворителей; превосходная износостойкость; стойкость к истиранию; высокая устойчивость к воздействиям УФ; масел, агрессивных природных веществ и сред; высокая морозостойкость; низкий коэффициент трения; отсутствие эффекта памяти; удобство работы; простота плетения; малый вес и еще много других достоинств.

Кроме Dyneema® DSM, производством волокон из СВМПЭ занимается в США компания Honeywell, волокно с названием Spectra®. В России попытки производства этого волокна не увенчались успехом. В Китае, производство идет с переменным успехом. Процесс получения волокон не так прост, технология гель-прядения имеет свои сложности, например с растворением материала и последующим удалением растворителя. В Европе популярно волокно Dyneema®, в Америке - Spectra®. Оба этих волокна одинаковы, кроме незначительной разницы в обработке.

Кевлар – торговое название синтетического пара-арамидного волокна, разработанного и производимого концерном DuPont. Волокно Dyneema® по сравнению с кевларом: по прочности на разрыв кевлар уступает Dyneema® , в силу своих свойств кевлар больше предназначен к выдерживанию нагрузки не на разрыв, а на сжатие. Так что он чаще используется в бронежилетах, шлемах, защитных конструкциях и т.п.. Износоустойчивость обоих волокон на высоте, кевлар менее устойчив в УФ излучению. Основной минус кевлара – это проблемы при взаимодействии с водой. При намокании прочность кевлара падает на 50% и при высыхании полностью не восстанавливается. Зимой использовать кевлар сложно, потому что в случае замерзания влаги внутри волокна, на морозе оно повреждается кристаллами льда. Волокно Dyneema® в свою очередь не только не зависит от воды и температуры, но так же, имеет положительную плавучесть. Поэтому продукция из этого волокна популярна среди моряков.

В итоге можно заключить, что волокна Dyneema® гораздо интереснее для использования в тросах для лебедок, буксирных и швартовочных тросов, удлинителей и т.п. Такие тросы устойчивы к влаге, УФ излучению и механическим нагрузкам. Синтетические канаты из волокна Dyneema® применяют в производстве альпинистского снаряжения, парусном, воздушном спорте, автомобильном спорте, при производстве особо прочных грузоподъемных строп, парашютов, для буксировочных, швартовых, якорных устройств в судостроении. При соблюдении элементарных и несложных правил, изделия из волокна Dyneema® живут в целом дольше кевлара и другой синтетики.

 
Последнее редактирование:

Валерий (Арчибальд)

гид форума Энкуатро

РД 31.03.03-90 Применение синтетических канатов на судах Министерства морского флота​

4. ОБЛАСТЬ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ​


4.1. Синтетические канаты отечественного и зарубежного изготовления рекомендуется применять для швартовов, буксиров и канатов общесудового назначения.

4.1.1. При применении синтетических канатов на судах следует предпочтение отдавать канатам плетеным восьмипрядным, обладающим по сравнению с кручеными полной равновесностью (отсутствие крутящего момента в напряженном состоянии), большей площадью контакта с поверхностью деталей швартовного оборудования и вследствие этого большой стойкостью к истиранию из-за трения и вдвое большим сроком службы, высокой гибкостью, обусловливающей уменьшение разрушения каната от внутренних перенапряжений в процессе эксплуатации, способностью сохранять структуру и форму при обрыве одной или даже двух прядей и выдерживать в таком состоянии нагрузку до 75% от номинальной разрывной.

4.2. Для швартовов следует применять канаты плетеные восьмипрядные: а) полиамидные; б) полиэфирные; в) полипропиленовые.

Для швартовов, не воспринимающих больших усилий и требующих наибольшей тягучести, рекомендуется применять канаты полипропиленовые плетеные восьмипрядные.

Для швартовов, воспринимающих большие усилия и ударные загрузки, рекомендуется применять канаты полиамидные плетеные восьмипрядные.

4.3. Для избежания разрыва швартова, подаваемого на берег первым, разрывная нагрузка каната плетеного восьмипрядного полиамидного и полипропиленового должна быть на 20% больше разрывной нагрузки канатов этих типов, выбранных в соответствии с п.5.1 настоящего руководящего документа.

4.4. Для вставок (пружин) к стальным швартовным канатам рекомендуется применять полиамидные и полиэфирные канаты плетеные восьмипрядные и крученые трехпрядные. Минимальные размеры вставки: длина не менее 10 м, диаметр - не менее 48 мм. Прочность каната вставки должна превышать прочность стального швартовного каната не менее чем на 25%.

4.5. Применение на судне одновременно швартовов из разных материалов не допускается, так как нагрузка будет в основном восприниматься наименее растягивающимися канатами, а канаты с большим растяжением - с меньшей нагрузкой.

4.6. Для буксиров рекомендуется применять при буксировке судов и плавсредств: а) в открытом море - полиамидные плетеные восьмипрядные и крученые трехпрядные канаты; б) в порту - полиэфирные и полипропиленовые плетеные восьмипрядные.

4.7. Для вставок (пружин) к стальным буксирам следует применять канаты плетеные восьмипрядные и крученые трехпрядные: а) полиамидные - для буксировки судов и плавсредств в открытом море; б) полиамидные термофиксированные и полиэфирные - для буксировки в порту.

4.7.1. Минимальные размеры вставки: длина принимается равной 25% от общей длины буксирного каната (например, 18 м синтетического каната на 55 м стального троса), но не менее 10 м; диаметр - не менее 56 мм.

4.7.2. Разрывная нагрузка нового синтетического каната для вставок (пружин) должна быть не менее разрывной нагрузки каната, выбранного в соответствии с п.5.1.1 и 5.1.2 настоящего руководящего документа.

4.8. Для общесудового назначения допускается применять канаты полиамидные, полиэфирные, полипропиленовые плетеные восьмипрядные и крученые трехпрядные.

4.8.1. Рекомендуется изготавливать:

а) из полиамидных и полиэфирных канатов - сигнальные концы, шлюпочные снасти (концы подкильные, леер спасательный обносной, сорлинь, канат и оттяжка к якорю плавучему), леерное ограждение забортных трапов, бросательные концы, оснастку кранцев, проводник, изделия судового снабжения, инвентарное имущество, расходный материал;

б) из полипропиленовых канатов - бросательный конец, сигнальный фал, спасательный конец, предохранительные сетки под трапы и сходни.

4.8.2. В случае применения полиамидных и полиэфирных канатов совместно с талями их предельная разрывная нагрузка не должна быть менее рабочей нагрузки самих талей.

4.9. Синтетические канаты рекомендуется применять в качестве швартовов на судах, оборудованных автоматизированными швартовными лебедками постоянного натяжения швартовов с автоматически сматывающим барабаном, оборудованным канатоукладчиком, или автоматизированными швартовными лебедками с двойными барабанами или просто швартовными лебедками, имеющими разделитель барабана на рабочую и накопительную части. При этом на рабочей части должно помещаться не менее пяти шлагов.

4.10. Допускается применять синтетические канаты в качестве швартовов на судах, оборудованных обычными швартовными лебедками и шпилями. В этом случае рекомендуется устанавливать кнехты с вращающимися тумбами с применением приспособлений (стопоров) для временного крепления сбегающей с турачки ветви швартовного каната.

4.10.1. На турачках швартовных механизмов, используемых для работы с синтетическими канатами, допускаются цельнолитые приварные или съемные (на винтах) вельпсы.

4.11. Синтетические канаты рекомендуется применять в качество буксиров на судах, оборудованных буксирными лебедками с устройством для регулирования натяжения буксирного каната и канатоукладчиком.​
 

Валерий (Арчибальд)

гид форума Энкуатро
1.16. Для изготовления швартовов следует применять плетеные канаты, а буксиров - плетеные или крученые.

1.17. По конструкции плетеные канаты должны быть восьмипрядными.

1.17.1. Для каждого каната четыре пряди должны иметь крутку (правая), скручиваемых из каболок с левой круткой, и четыре пряди должны иметь крутку (левая), скручиваемых из каболок правой крутки. Каболки внутренних слоев прядей могут иметь то же направление кручения, что и прядь. Направление кручения каболок наружного слоя должно быть противоположным направлению кручений прядей.

1.17.2. Допускается, в виде исключения, изготавливать полипропиленовые канаты из некрученых фибриллированных пленочных нитей.

1.18. По конструкции крученые канаты должны быть трехпрядными. Канат изготавливается свивкой трех прядей в направлении (правая). Каждая прядь должна иметь крутку (левая), скручиваемую из каболок правой крутки.

1.19. Длина шага плетения канатов должна приниматься равной: а) для капроновых - от 3,0 до 3,5 их номинальных диаметров или от 1,0 до 1,2 номинальных длин окружностей; б) для пропиленовых - от 3,6 до 3,8 их номинальных диаметров или от 1,1 до 1,2 номинальных длин окружностей.

1.20. Ориентировочные размеры (в дальнейшем размеры) канатов плетеных восьмипрядных должны соответствовать величинам, указанным в табл.2.
 

Валерий (Арчибальд)

гид форума Энкуатро
Империя забирает своё... Голосом Джона Стюарта! Сарказм...


5.1.1. Определяют разрывное усилие синтетического швартовного или буксирного каната по формуле 4.1.6 Регистра СССР
P00D40000.gif
, кН;

P00D40001.gif
, кГс,

где - разрывное усилие швартова (буксира) из синтетического каната в целом;

- среднее относительное удлинение при разрыве швартова (буксира) из синтетического каната в целом в процентах, но не менее 30%;

- разрывное усилие швартовного (буксирного) каната в целом, регламентированное табл.3.1.3-1 (раздел 3, часть III Правил классификации и постройки морских судов Регистра СССР), кН (кгс).

5.1.2. По величине разрывного усилия синтетического каната выбирают нужный размер (длину окружности или диаметр) по разрывной нагрузке, приведенной в приложении 3 или 4 согласно действующей нормативно-технической документации на синтетические канаты, изготавливаемые отечественной промышленностью, или разрывной нагрузке, приведенной в приложениях 5 и 6 для канатов зарубежного производства.

В случаях, когда величина разрывного усилия не совпадает с разрывной нагрузкой, приведенной в приложениях 3 и 4 или 5 и 6, размер длины окружности и диаметра синтетического каната для швартова (буксира) принимается соответствующим ближайшей, по отношению к расчетному разрывному усилию , большей разрывной нагрузке, приведенной в указанных приложениях.

5.2. Независимо от разрывного усилия синтетические канаты не должны применяться с длиной окружности менее 70 мм для швартовов и 90 мм для буксиров.

5.3. Тросы для шлюпочных талей на шлюпбалках рекомендуется изготавливать из полиамидных плетеных восьмипрядных и крученых трехпрядных термофиксированных, повышенной светостойкости канатов диаметром 24-28 мм.

5.4. При замене растительных канатов общесудового назначения полиамидными, полиэфирными или полипропиленовыми плетеными восьмипрядными и кручеными трехпрядными. Диаметр последних следует принимать равным диаметру заменяемых растительных канатов.

6. ПРАВИЛА ЗАДЕЛКИ ОГОНОВ И СРАЩИВАНИЯ

6.1. На полиамидных, полиэфирных и полипропиленовых канатах крученых трехпрядных и плетеных восьмипрядных рекомендуется изготавливать огоны двух видов: простых и с коушем.

6.2. При изготовлении простого огона на канате крученом трехпрядном должна соблюдаться следующая последовательность операций и пробивки прядей.

На расстоянии 5-6 витков от конца каната накладывается временная марка, после чего канат распускается на пряди. На концах прядей накладываются временные марки. Затем канат укладывается в виде огона (петли) нужных размеров и каждую из свободных прядей пробивают под соответствующую прядь нераспущенной части каната, как это показано на рис.1, а, б, в, г. Пробивка прядей выполняется по правилу "через одну под одну" в направлении, обратном спуску каната.

P00E8.gif

 

Валерий (Арчибальд)

гид форума Энкуатро
Синтетические тросы. В зависимости от марки полимера эти тросы подразделяют на полиамидные, полиэфирные и полипропиленовые. К полиамидным относятся тросы, изготовленные из волокон капрона, найлона (нейлона), перлона, силона и других полимеров. Полиэфирные тросы изготавливают из волокон лавсана, ланона, дакрона, диолена, терилена и других полимеров. Материалами для изготовления полипропиленовых тросов служат пленки или мононити полипропилена, типтолена, бустрона, ульстрона и др.

Синтетические тросы имеют большие преимущества перед растительными. Они значительно прочнее и легче последних, более гибки и эластичны, влагостойки, в большинстве своем не теряют прочности при намокании и не подвержены гниению. Такие тросы стойки к растворителям (бензину, спирту, ацетону, скипидару). Полиамидные и полиэфирные тросы сохраняют все свои свойства при изменении температуры воздуха от — 40 до +60°С, что позволяет использовать их при работе судна в различных климатических условиях.

При эксплуатации синтетических тросов необходимо учитывать их особенности. Полиамидные тросы повреждаются под воздействием солнечной радиации, кислот, олифы, мазута, а полиэфирные — от соприкосновения с концентрированными кислотами и щелочами. Разрывная прочность полипропиленовых тросов снижается при температуре свыше +20°С, а при отрицательных температурах понижается их гибкость. При трении о поверхности деталей оборудования и в результате трения прядей между собой тросы способны накапливать статическое электричество, которое может вызвать искрообразование и повреждение тросов. Наружные волокна недостаточно стойки к истиранию и могут оплавляться особенно при трении о шероховатые поверхности.

Синтетические тросы очень эластичны. Так, при нагрузке, равной половине разрывного усилия, относительное удлинение плетеных восьмипрядных тросов следующее: полипропиленовых — 21 — 23%, полиэфирных — 23 — 25%, полиамидных — 35 — 37%. Такая большая эластичность делает сильно натянутый трос опасным для работающих, так как при разрыве концы его могут нанести им травму. Менее опасны плетеные восьмипрядные тросы, нежели крученые трехпрядные. Кроме того, они более стойки к истиранию, обладают лучшей гибкостью, сохраняют структуру и форму даже при обрыве двух прядей, выдерживая при этом нагрузку, составляющую 75% разрывного усилия. Отсутствие крутящего момента у плетеного троса, находящегося в напряженном состоянии, делает его более удобным в эксплуатации.

Разрывная прочность синтетических тросов зависит от марки полимера (см. таблицу).

Таблица. Значения разрывного усилия (кН) для плетеных восьмипрядных тросов в зависимости от материала их изготовления.

Вид тросаДлина окружности сечения троса, мм
8090100105115125140150165175190200
Полиамидный118139176197219264315370430476563635
Полиэфирный94108138155190210251296345394439511
Полипропиленовый7489112123143165191222256291334379


Длина окружности, мм8490101106115124
Разрывное усилие, кН, не менее100114,5143155180204
 
Последнее редактирование:

Валерий (Арчибальд)

гид форума Энкуатро
Справочная информация по яхтенным веревкам
Расшифровка обозначений синтетических тросов Deel.ru
Особенности конструкции синтетических тросов указаны на соответствующих страницах каталога Веревочек.

В наменовании веревочных концов Deel.ru используется следующий порядок обозначений:

1. Первые четыре цифры — Артикул.

2. Наименование или сфера применения.

3. Материал:

PL - полиэстер (polyester)
PA - полиамид (polyamide)
PP - полипропилен (polypropylene)
DN - дайнима (dyneema)
SC - спектра (spectra)
KV - кевлар (kevlar)
VС - вектран (vectran)
ZL - зилон (zylon)

4. Блок из цифр через слеш содержит последовательно технические характеристики:
диаметр веревки или каната / количество прядей / процент удлинения / предельная нагрузка в килограммах.

5. Цвет:
R - красный
Y - желтый
G - зеленый
B - синий
W - белый
BL - черный
NB - темно-синий (navy blue)

Например:

4442 Шкерт PA 5/16/<5/500 BYBL — 16-ти прядный полиамидный шкерт с полиамидным сердечником ART 4442, диаметром 5 мм, с рабочим коэффициентом растяжения <10%, разрывной нагрузкой 500 кг., основной цвет синий, пробивка желтая с черным.

4440 Шкот/фал PL 8/16/<5/800 YB — 16-ти прядный полиэстеровый яхтенный шкот или фал с полиэстеровым сердечником ART 4440, диаметром 8 мм, с рабочим коэффициентом растяжения <5%, разрывной нагрузкой 800 кг., основной цвет желтый, пробивка синяя.

4443 Швартовый/якорный канат PA 16/3/>20/4240 NB — 3-х прядный светостабилизированный полиамидный швартово-якорный канат ART 4443, диаметром 16 мм, с высоким коэффициентом растяжения >20%, разрывной нагрузкой более 4 тонн., темно-синий (navy blue).

Рекомендуемая рабочая нагрузка нагрузка для синтетических веревок может составлять до 1/4 от разрывной нагрузки BL.

Бегучий такелаж состоит из фалов, шкотов, галсов, топенантов и брасов. Для управления парусами служат шкоты и брасы, для настройки – галсы, риф-шкентели и оттяжки. Фалы служат для подъема парусов (или частей рангоута). Фалы должны быть очень прочными. Заменить порванный фал гораздо труднее, чем шкот или оттяжку, а последствия в случае его обрыва довольно неприятные.

Также важное качество фалов – легкость, так как их нужно будет поднимать на самый топ мачты. Гибкость фаловой веревке необходима, чтобы легко проходить через блоки на топе мачты, а растяжимость должна обеспечивать минимальное относительное удлинение под нагрузкой. В связи с тем, что фалы на современных яхтах по большей части заводятся в клавишные стопора, их наружная поверхность должна быть довольно шероховатой, чтобы фалы в этих стопорах не ползли. Справедливо полагать, что если трос хорош в качестве фала, то уж в качестве шкота он, тем более, будет способен служить без проблем.

Отдельного внимания заслуживают швартовые и якорные концы. Самые главные требования, предъявляемые к этим снастям — это легкость, прочность и эластичность. Хорошо, если снасть немного пружинит, но при этом не растягивается. Швартовые и якорные концы не должны дубеть на морозе. При перекручивании не должны образовываться калышки (множественные петли). Также имеет значение свивка. Для швартовов лучше подойдут крученые канаты из нескольких прядей. На таких концах легче заплетать огоны — петли для закладывания на кнехты или швартовные утки.
 

Валерий (Арчибальд)

гид форума Энкуатро
Полиамид (он же нейлон) является одним из старейших синтетических материалов. Он известен без малого 80 лет. Обладает наибольшим относительным удлинением, что само собой определяет главную сферу его использования — якорные и швартовные концы. Именно здесь эластичность полиамидных тросов становится их достоинством – упруго вытягиваясь, они хорошо амортизируют рывки, снижая динамические нагрузки на якорное устройство, кнехты и утки. На сегодняшний день это практически единственная область применения полиамидных тросов на парусной яхте. Из-за высокой растяжимости для шкотов и, тем более, фалов полиамид не годится.
 

Валерий (Арчибальд)

гид форума Энкуатро
Таблица свойств материалов, применяемых для изготовления бегучего такелажа

49.48DE!OpenElement&FieldElemFormat=gif


Денье или ден — чисто техническая характеристика линейной плотности нити, фактуры ткани или трикотажного полотна, зависящая от количества и качества эластичных волокон и их отношения к количеству нитей ткани или полотна: 1 ден = 0,05 г/450 м (1 грамм на 9 километров или вес нити длиною 9000 м, выраженный в граммах). Например, в женских колготках, самой популярной плотностью для каждодневной носки считается 20 ден. 40 ден считается офисным стилем, а 70 — для прохладной погоды. Сверхлёгкие (или очень прозрачные) колготки, плотность которых 15, 12 и 10 ден, подходят к вечерним платьям. В технических нитях, состоящих из многих отдельных волокон, также, определяют текс, который характеризует линейную плотность. Текс — внесистемная единица линейной плотности волокон или нитей, то есть отношение их массы к длине: 1 текс=1 г/км=1 мг/м; 10 текс=1 текси. Единица характеризует толщину волокон и нитей. Текс заменил титр, в котором за единицу массы принимали денье (0,05 г), а за единицу длины — 450 м. В метрической системе также пользуются номером нити, который равен длине одного грамма нити. Номер нити = 1000/Текс. Термин образован от латинского texo — сплетаю.

Если глубоко не вдаваться в понятия денье и титра, то указанные в таблице абсолютные величины можно использовать просто для относительного сравнения. Например, будет понятно, что дайнима практичеки нерастяжима и приблизительно впятеро прочнее полиэстера, конкурент дайнимы — спектра 1000 не растяжима вдвойне при той же прочности, но подороже, вектран дорогущий и в полтора раза менее прочный чем дайнима — его берут за шероховатость, кевлар капризен на изгиб, а канаты из полиамида хорошо тянутся и вчетверо менее упруги по сравнению с полиэстеровыми, но обладают в полтора раза большей прочностью. ©
 
B

BBZU

 
Последнее редактирование модератором:

Валерий (Арчибальд)

гид форума Энкуатро
Цепи у нас так толком и не научились делать. Хотя уже есть и неплохие варианты даже для грузовиков!! Якорные - дорогие... Вот и ставят чуть ли не с Леруа Мерлена, они стираются за час об асфальт. Или крепление рвутся.

 
Последнее редактирование:

Новые темы

Верх