Да, опять меня понесло вбок 6-). Ну не смог я удержаться, настолько у Василия Никитича там всё весело. Тем более, что именно на основании его писания некоторые отечественные ревнители русской самобытности и строят свои развесистые замки.
Н.В. Татищев. Репродукция гравюры А. Осипова
В предыдущей статье о Гостомысле я уже писал, что от чтения того, как Татищев в четвёртой главе своей Истории Российской описывает легендарную Иоакимовскую летопись, возникает двойственное чувство: то ли восхищаться дотошностью писателя, то ли - буйству его фантазии. С одной стороны, он тщательно описывает обстоятельства появления у себя трёх тетрадей, представляющих труд первого новгородского епископа Иоакима, их состояние и слог, а также их исчезновение, с другой - на основании этих тетрадей делает такие выводы, что современным последователям академика Чудинова - вот как бальзам на бередящие раны.
Совершенно справедливо полагая, что и до монаха Нестора на Руси были писатели (а сейчас мы точно знаем, что были: кто-то же написал и Начальный свод, и Древнейший), Татищев моментально делает заключение, что тетрадки, полученные им от некого старого монаха Вениамина, и есть творение именно епископа Иоакима. Несмотря на то, что сам же и отмечает их явный и вопиющий "новодел". Не смотря на то, что тетрадки эти - совершенно точно, что даже не список-копия какой-то летописи, а в лучшем случае - изложение её более-менее современным Татищеву человеком. Доказательство чего сам Татищев и приводит, цитируя, видимо, полученные тетрадки:
Столь же несомненно, что и эпизод со строительством Выборга в честь старшего сына Гостомысла - Выбора, тоже к епископу Иоакиму никакого отношения не имеет, поскольку крепость Выборг была построена шведами через 200 лет после смерти Иоакима. Да, Татищев в своих примечаниях к четвёртой главе пишет, что новгородский епископ мог иметь в виду "Выборг в пределе Псковском на реке Сороти от Пскова к Лукам Великим по пути девяносто вёрст", но и это никак не вяжется с "летописью", поскольку в ней явно указывается положение того Выборга: "при море построил". Да и название "Выборг" более германоязычное, нежели славянское.
© Честный Инженер
Н.В. Татищев. Репродукция гравюры А. Осипова
В предыдущей статье о Гостомысле я уже писал, что от чтения того, как Татищев в четвёртой главе своей Истории Российской описывает легендарную Иоакимовскую летопись, возникает двойственное чувство: то ли восхищаться дотошностью писателя, то ли - буйству его фантазии. С одной стороны, он тщательно описывает обстоятельства появления у себя трёх тетрадей, представляющих труд первого новгородского епископа Иоакима, их состояние и слог, а также их исчезновение, с другой - на основании этих тетрадей делает такие выводы, что современным последователям академика Чудинова - вот как бальзам на бередящие раны.
Совершенно справедливо полагая, что и до монаха Нестора на Руси были писатели (а сейчас мы точно знаем, что были: кто-то же написал и Начальный свод, и Древнейший), Татищев моментально делает заключение, что тетрадки, полученные им от некого старого монаха Вениамина, и есть творение именно епископа Иоакима. Несмотря на то, что сам же и отмечает их явный и вопиющий "новодел". Не смотря на то, что тетрадки эти - совершенно точно, что даже не список-копия какой-то летописи, а в лучшем случае - изложение её более-менее современным Татищеву человеком. Доказательство чего сам Татищев и приводит, цитируя, видимо, полученные тетрадки:
Из чего несомненно явствует, что написавший это строки о Несторе уже знал, а потому к временам епископа Иоакима имел очень отдалённое отношение. Эта фраза, видимо, и стала основанием утверждения авторства епископа, хотя в ней сказано лишь, что новгородский епископ Иоаким знал о новгородских же делах более, чем монах Нестор, и это - несомненно."О князьях русских староботных, Нестор монах не добро сведом был, что деялось у нас - славян - в Новгороде, а властитель Иоаким."
Столь же несомненно, что и эпизод со строительством Выборга в честь старшего сына Гостомысла - Выбора, тоже к епископу Иоакиму никакого отношения не имеет, поскольку крепость Выборг была построена шведами через 200 лет после смерти Иоакима. Да, Татищев в своих примечаниях к четвёртой главе пишет, что новгородский епископ мог иметь в виду "Выборг в пределе Псковском на реке Сороти от Пскова к Лукам Великим по пути девяносто вёрст", но и это никак не вяжется с "летописью", поскольку в ней явно указывается положение того Выборга: "при море построил". Да и название "Выборг" более германоязычное, нежели славянское.
© Честный Инженер