Валерий (Арчибальд)
гид форума Энкуатро
Конечно, приятно расчёсывать себе самолюбие, что, мол, любим мы и пьём очень древний напиток - пиво, но... а так ли это?
Честно утянуто из Википедии 6-)
А что нынче понимается под термином "пиво"?
Да, сейчас, конечно, возбудятся адепты секты Райнхайтсгебота: "Знаем, знаем, что такое настоящее немецкое пиво!"- Ничего вы не знаете. И свой священный свиток не читали, иначе знали бы, что ни одно - ни одно! - массовое пиво - ни в Германии, ни в Чехии, ни где бы нибудь ещё - столь же сурово, как и эти адепты, говоря, не выпускается сейчас в соответствии с этим протекционистским указом от 1516 года о налогообложении. Что бы ни писали мракетолухи на банках-бутылках. Уж коль вы столь яростно забубырились на "ячмень-вода-хмель", так и будем считать, что герцог имел в виду именно gerste (как в свитке), а не gerstenmalz - разные вещи. Возможно... нет, не выпускается вообще, ни массовое, ни крафтовое - вообще никакое не выпускается. Забудьте.
О сырье
А что, кроме ячменя, а точнее уж - ячменного солода? - А многое чего. Во-первых, пшеничный солод и вдогонку - несоложёная пшеница, которой в засыпи может быть до 50%, а то и более. Равно как и вообще несоложёное зерно. У тех же самых немцев, чей герцог и написал той же самый Райнхайтсгебот - масса прелестных пшеничек с несоложёнкой! - Что, не пиво? Ну и, конечно же, роггенбиры - на основе ржаного солода. Бельгийцы тоже вовсю варят отнюдь не только из ячменного солода. Бельгийские "кисляки" - это вообще отдельный мир. Опять же, овсяные стауты - да, есть такое. Французы... сам лично когда-то давно покупал настоящее французское тёмное пиво, где французским же по цветному в составе был указан... рис! Французы - известные затейники: недавно они начали выпускать безглютеновое пиво - из картофеля! Да, ещё о рисе: в столь любимой многими всей азиатчине вполне успешно варят пиво из риса. Ну тогда и венец всему... сакэ. Да, сакэ - отнюдь не дистиллят, и не брага, и не вино, поскольку по технологии производства более всего сходно именно с пивом. Так что не ячменём единым 6-).
Но есть одно общее среди всего этого разнообразия: исключая французскую картофельную экзотику, основа засыпи для варки пива почти всегда - зерновой солод, то есть зерно, прошедшее тепловую ферментацию. Даже для производства сакэ используют рис, пропаренный и ферментированный грибками кодзикин - своеобразное японское соложение.
О напитках
А для производства каких ещё напитков используется солод, да и вообще зерно? Мне на ум приходят:
Кстати, в Домострое (XVI век) специально указывается, что для приготовления кваса можно использовать "смывки" пивного затора:
О технологии пива
Вот я накидал примерную схему производства пива.
Настоящим пивоварам - просьба не стрелять: накидал, как смог, по-крупному 4-). Но в общих чертах - понятно.
И как производства браги, кваса и кислых щей накладываются на производство пива? - А очень интересно.
Брага имеет общими частично - исходное, неподготовленное сырьё - зерно, слабую, примитивную тепловую технологическую обработку затора (если можно так сказать в этом случае) и дрожжевое брожение. Всё остальное - отличия.
Квас имеет общими преимущественно соложёное сырьё и практически всю технологию, включая, конечно же, тепловое ферментирование - затирание. Отличия - использование муки и преимущественно молочно-кислое брожение.
Кислые щи имеют общими преимущественно соложёное сырьё и практически всю технологию, предположительно включая преимущественно дрожжевое брожение, отличие - только использование муки.
Пиво же отличается от перечисленных напитков ещё и тем, что тепловая ферментация зернового сырья - затирание - процесс гораздо более сложный: многоэтапный и вариативный.
Вот и выходит весьма занятная штука: если из всего этого выделить отличительные признаки пива, то получится следующее:
Пиво - это продукт дрожжевого брожения сахаросодержащего раствора, полученного из зернового сырья, подвергшегося температурному ферментированию.
А если расположить эти напитки в порядке усложнения технологии плюс повышения специализации, то получится вот что:
Хм... довольно неожиданно!
А теперь обратимся к шумерам. Нет! Не к нынешним - к настоящим, древним! А заодно - и древнеегиптянам. Помните, как мракетолухи настоятельно втирают пиволюбам легенду: что, мол, оставили в горшке зерно, забыли, в него налилась вода, зерно на солнышке забродило, а потом горшок нашли. Понюхали древнеегиптяне или шумеры - кто сейчас разберёт, попробовали - "Тюууу! Так то ж пыво!" Вы верите? Я - нет. В смысле, что так было - вполне возможно. Было ли то пиво, пусть даже не в современном смысле, пусть, хотя бы, в средневековом - да нет же, нет. Это была брага, слабоалкогольная брага. Пишут, что древнеегипетским строителям пирамид платили сколько-то жбанов этой браги в день. Интересно: употребив жбан "пива" крепостью пусть 3-4 "оборота", да на жаре - чего бы они настроили? - То-то. А построили на века. Градусов в том "пиве" было по нынешним временам - комару носик помочить.
Всё таки, технологии развиваются по большей части от простого к сложному, а среди упомянутых напитков технология производства пива, равно как и производство для него специализированного сырья - наиболее сложная.
Для браги зерно или иное какое сырьё просто заливали тёплой или горячей водой, а поперву - так и вовсе, наверное, какая была, и оставляли, чтоб сама собой забродила, или использовали естественные ферменты, содержащиеся, например, в слюне. Брагу может сделать кто угодно, и потому она распространена практически по всему миру: южно-американская кукурузная чича, корейская рисовая макколи, африканские браги из пальмового сока, банановые браги с островов Океании, и многая, многая, многая.
Для кваса используется уже более специализированное сырьё - солод, хотя наверняка к этому пришли не сразу. К примеру, хлебный квас - явная отсылка к чиче, браге, более примитивному и древнему напитку: и там, и там для производства напитка используется хлеб. Хлебный квас - вообще интересная вещь. Вполне вероятно, да и по логике развития так выходит, что он мог быть одним из первых вариантов кваса, повторяя легенду происхождения пива-браги: куски подзасохшего хлеба в горшке или лохани залило водой в каком-нибудь помещении, смесь забродила, получилось кислое питьё. Такой вариант практически ничем не отличается даже от современного приготовления домашнего сухарного кваса. Другой вариант происхождения кваса - забродившие в воде остатки теста, а может, вообще размоченый хлеб-непропёка: вот уж в нём живности для возбуждения брожения - тьма пруди! Неспроста почти во всех рецептах приготовления кваса вместе с цельнозерновым сырьём упоминается мука.
Следующий шаг усложнения и специализации сырья - роща, пророщенное зерно. Она более сладкая, да и вообще вкусная, потому из неё получается квас более высокого качества, чем из хлеба. Более того: в проросшем зерне, да и на нём ферментов и возбудителей брожения несравненно больше, чем на сухом зерне. Соответственно, бродит сусло, приготовленное на роще, гораздо более охотно и... богато, что ли. Недостаток: роща недолго хранится, а иметь долго хранимое сырьё - очень желаемо. Соответственно, далее рощу высушили - получился солод!
Вообще, вариант с закисшим хлебом или ополосками замеса теста, наверное, более исторический: практически во всех рецептах приготовления кваса , что я просмотрел, первым делом из сырья замешивается некое тесто, которое расстаивается в тепле или даже в печи, а потом разводится горячей водой. Далее следует медленное остывание "затора", сливание сусла с осадка и его - сусла - брожение. Это - совсем уже не брага: осознанная термическая обработка специализированного сырья в два этапа, на каждом из которых происходит своеобразное обратное затирание, сильно способствующее "вымыванию" из сырья вкусо-ароматических веществ. Поначалу, конечно, происходило естественное брожение неконтролируемой средой из диких дрожжей и лактобактерий. В дальнейшем же обнаружилось, что если заквашивать сусло сохранившейся от предыдущего удачного случая закваской, то результат получается гораздо более прогнозируемый. В той закваске были преимущественно кисло-молочные бактерии, но и дикие дрожжи тоже присутствовали. И в наше время, к примеру, Очаково использует для производства кваса именно такую двойную закваску, состоящую, конечно же, исключительно из культурных микроорганизмов.
Неконтролируемость брожения квасного сусла вполне могла привести к случаю, когда брожение пошло спиртовым путём: в закваске просто сильно преобладали дикие дрожжи. По какой причине так случилось, конечно же, уже не узнать, но... вот так вышло. И вышло удачно! Опять же, такая сохранённая закваска раз за разом позволяла получать из того же, что и квас, сырья по той же технологии другой, уже отчётливо алкогольный напиток, известный нам как кислые щи.
А отказ от использования муки в составе сырья и, следовательно, от замешивания теста с последующим расстаиванием упростило и ускорило производство. Сырьё ещё более специализировалось: оно стало только зерновым, стал использоваться солод. Технология же приготовления напитка ещё более усложнилась: появилось прямое затирание, вполне вероятно - поначалу без пауз, а затем и с температурными паузами, что позволило получать продукт разного вкуса, но одного, нового качества - пиво. Впрочем, брожение всё ещё было непостоянным: пиво могло попросту скиснуть - ну не уследили за кисломолочкой! И только ближе к концу XIX века удалось выделить чистую культуру дрожжей, после чего пивоварение, как отрасль, получило законченный вид.
Я вот это всё написал, и только сейчас меня прошибло: а ведь если в основу "генеалогии" рассматриваемых напитков положить строго пищевую специализацию, то получается схожая, но ещё более неожиданная картина маслом:
А? Каково? Получается, кислые щи - совсем не случайность квасного производства, а предок двух равноправных продуктов брожения зернового сусла: алкогольного и безалкогольного.
Но и в том, и в другом случае выходит, что пиво, каким мы его сейчас знаем, не такой уж и старый продукт. Естественно и исключительно - по моему очень скромному и непрофессиональному мнению. Пивоманы и биргики - беритесь за тапки! 4-).
Раз уж пошла такая пьянка...
Можно я вам ещё соли подсыплю, а?
Некоторые товарищи с одухотворённым взором до сих пор "втирают"о происхождении лагерных дрожжей в XVI веке из подвалов германских монахов (ох уж, эти монахи!) Мол, в подвалах было холодно, а монахи бродили- бродили там своё пиво, пока на радость свидетелям секты Жывого-нефильтрованного не вывели из элевых дрожжей новый вид для низкотемпературного брожения - лагерные дрожжи. Так вот: уже десять лет тому обратно выяснилось, что чем бы ни баловались германские монахи в этих своих подвалах, но только не выводили лагерные дрожжи. А точнее - они вовсе их не вывели, поскольку предки нынешних лагерных дрожжей родом из Дальневосточной Азии. Но живут дикие лагерные дрожжи не только в Тибете, но и в Патагонии, и в Северной Каролине, и в Новой Зеландии и ещё где. Видимо, дрожжи эти попали к монахам то ли случайно, то ли с какой оказией... В общем, очередная порция лапши снята с наших уже довольно обвисших ушей 6-). Да, признаться, эти древние монахи уже попросту изрядно подзадолбали.
Уф! Теперь можно и о древнескандинавской мифологии поговорить. Ничего, не унывайте, уже скоро 4-).
Зарубились как-то жители Асгарда - не, не те высокомерные бугаи из вселенной Марвел - нормальные скандинавские боги - асы с жителями Ванахейма - соответственно, ванами. Кем ваны были, науке доподлинно неизвестно: может, великанами, может - ещё кем. А потом и те, и другие подумали - а что это мы, собственно, делим: вы - асы, мы - ваны, у нас даже миры разные. - и заключили мир. И в знак мира каждый из асов и ванов плюнул в чашу. Кстати, теперь ясно, какой обряд ибн Фадлан видел у варягов? - Вот. Боги, чтобы ценный биоматериал не пропал всуе, из этого залога создали человека. Поскольку половина человека была от богов, причём - многих, а боги, как известно, обладают многими экстрасенсорными навыками, а половина - от ванов, тоже довольно развитого народа, получился человек настолько мудрый, что послушали его боги, послушали, и сказали: "Иди-ка ты... вдаль", и человек пошёл. Он обошёл все срединные миры: Муспельсхейм, где жили изначальные огненные великаны, Ванахейм, где жили ваны - бывшие противники богов, Нифльхейм с инеистыми великанами - хримтурсами, не очень добрыми, но вполне приличными, не чета злобным уродам от Марвелла, Ётунхейм с его ётунами, тоже великанами, не говоря уж о Мидгарде - с нами, с людьми. И везде этот человек учил местных аборигенов мудрости и отвечал на все их вопросы: не было вопроса, на который человек не знал бы ответ, он же наполовину был от богов, а наполовину - тоже, вроде как! Видимо, надоело человеку бродить по изведанным местам, решил он окультурить ещё кого-нибудь и спустился чуть ниже Мидгарда - в Свартальфхейм, мир тёмных эльфов. Да: не все из эльфов по лесам шастают с одухотворёнными лицами в белоснежных одеждах и со звёздами во лбу, некоторые под землёй живут.
Ну и попал человек на двух карликовых эльфов. И попал довольно неудачно, поскольку эльфы-карлики были тоже семи пядей во лбу каждого, поэтому, когда человек начал их окультуривать, карлики его грохнули, поскольку карлики - не боги и ко всяким политесам не благоволят. Не говорится, куда они дели тело того человека, но ценный биоматериал - кровь - они слили в пару чашек и котёл, затем смешали кровь с мёдом, и получилось питьё "такое, что всякий, кто ни выпьет, станет скальдом либо ученым." Вот такие дела.
А! К чему я это! Чуть не забыл. Знаете, как по-шведски "квас"? - Kvass. А по-норвежски? - Тоже kvass. А по-исландски - не поверите! - kvass. Да и по-немецки - опять же Kwas. Я это к тому, что человека того звали Kvasir. Думаете, случайное совпадение? 4-)
А что нынче понимается под термином "пиво"?
Да, сейчас, конечно, возбудятся адепты секты Райнхайтсгебота: "Знаем, знаем, что такое настоящее немецкое пиво!"- Ничего вы не знаете. И свой священный свиток не читали, иначе знали бы, что ни одно - ни одно! - массовое пиво - ни в Германии, ни в Чехии, ни где бы нибудь ещё - столь же сурово, как и эти адепты, говоря, не выпускается сейчас в соответствии с этим протекционистским указом от 1516 года о налогообложении. Что бы ни писали мракетолухи на банках-бутылках. Уж коль вы столь яростно забубырились на "ячмень-вода-хмель", так и будем считать, что герцог имел в виду именно gerste (как в свитке), а не gerstenmalz - разные вещи. Возможно... нет, не выпускается вообще, ни массовое, ни крафтовое - вообще никакое не выпускается. Забудьте.
О сырье
А что, кроме ячменя, а точнее уж - ячменного солода? - А многое чего. Во-первых, пшеничный солод и вдогонку - несоложёная пшеница, которой в засыпи может быть до 50%, а то и более. Равно как и вообще несоложёное зерно. У тех же самых немцев, чей герцог и написал той же самый Райнхайтсгебот - масса прелестных пшеничек с несоложёнкой! - Что, не пиво? Ну и, конечно же, роггенбиры - на основе ржаного солода. Бельгийцы тоже вовсю варят отнюдь не только из ячменного солода. Бельгийские "кисляки" - это вообще отдельный мир. Опять же, овсяные стауты - да, есть такое. Французы... сам лично когда-то давно покупал настоящее французское тёмное пиво, где французским же по цветному в составе был указан... рис! Французы - известные затейники: недавно они начали выпускать безглютеновое пиво - из картофеля! Да, ещё о рисе: в столь любимой многими всей азиатчине вполне успешно варят пиво из риса. Ну тогда и венец всему... сакэ. Да, сакэ - отнюдь не дистиллят, и не брага, и не вино, поскольку по технологии производства более всего сходно именно с пивом. Так что не ячменём единым 6-).
Но есть одно общее среди всего этого разнообразия: исключая французскую картофельную экзотику, основа засыпи для варки пива почти всегда - зерновой солод, то есть зерно, прошедшее тепловую ферментацию. Даже для производства сакэ используют рис, пропаренный и ферментированный грибками кодзикин - своеобразное японское соложение.
О напитках
А для производства каких ещё напитков используется солод, да и вообще зерно? Мне на ум приходят:
- Брага. Да, брагу делают практически из чего угодно. Относительно зерновых - можно, конечно, и из солода, делают и из рощи (пророщенное зерно, если его термически обработать, получится солод), но проще из обычного зерна. Так что в перечне она - вполне законно.
- Квас. У всех на слуху - хлебный квас. Но несравненно большее количество кваса производят... из солода! Помнится, отец где-то достал рощу. Была она густо шоколадного цвета, липкая, как будто в патоке, и очень сладкая. Видимо, её долго томили в тёплой печи. А роща - невысушенный солод. И мама на ней сделала квас. От это получился квас! Я тогда был довольно маленьким, и этого кваса мне давали немного за раз, но он был такой вкусный, что я и сам его себе наливал. Закончился этот квас очень быстро. А вы говорите - хлебный! Для приготовления кваса к солоду ещё добавляют муку, разную: пшеничную, овсяную и прочую.
Кстати, в Домострое (XVI век) специально указывается, что для приготовления кваса можно использовать "смывки" пивного затора:
«... а после всякаго пива водою на гущу поливают; воды взогрев ведер с тридцать и с сорок на ячную гушу, и с пятдесят и шестдесят взогрев взлити, или болши по вари смотря; и тот исток приквасишь, — добре хорошо семье пити...»
- Кислые щи. Есть такая поговорка: "Удался - квас, не удался - кислы щи". Это сейчас кислые щи почти невозможно попробовать. Однако, в средние века и, подозреваю, намного раньше это напиток был известен и использовался повсеместно. К примеру, кислые щи упоминаются в том же Домострое столь же обыденно и часто, как и квас, как и пиво, как и мёд. Более того, кислые щи упоминаются именно вместе с пивом и брагой, то есть в ряду алкогольных напитков:
По приготовлению кислые щи никак от кваса не отличались. А вот результат... А как квас может не получиться? Да, перекиснуть - и опять Домострой предупреждает, чтобы за брожением кваса в этом смысле надзор был. А ещё? - Полагаю, догадались: если в закваске было больше дрожжей, чем лактобактерий, брожение могло стать в основном спиртовым, и мог получиться хоть и кислый, но заметно алкогольный напиток (привет бельгийцам! 6-). И кислые щи были самостоятельным продуктом, а не квасным браком. Домострой даже указывает, что для получения кислых щей нужно использовать именно первую промывочную воду - домашние пивовары поймут:«А в пивоварнюю поварню, на пиво, и на брагу, и на кислые шти, солоду, и муки, и хмелю отдати...»
Да, в Домострое же говорится, что кислые щи использовались для приготовления постных супов, но супы упоминаются "заварные", то есть - кипячёные, безалкогольные - привет и баварцам с их пивными супами! 4-)«... а из первого последу приквасив, на кислые шти пригодится.»
О технологии пива
Вот я накидал примерную схему производства пива.
Настоящим пивоварам - просьба не стрелять: накидал, как смог, по-крупному 4-). Но в общих чертах - понятно.
И как производства браги, кваса и кислых щей накладываются на производство пива? - А очень интересно.
Брага имеет общими частично - исходное, неподготовленное сырьё - зерно, слабую, примитивную тепловую технологическую обработку затора (если можно так сказать в этом случае) и дрожжевое брожение. Всё остальное - отличия.
Квас имеет общими преимущественно соложёное сырьё и практически всю технологию, включая, конечно же, тепловое ферментирование - затирание. Отличия - использование муки и преимущественно молочно-кислое брожение.
Кислые щи имеют общими преимущественно соложёное сырьё и практически всю технологию, предположительно включая преимущественно дрожжевое брожение, отличие - только использование муки.
Пиво же отличается от перечисленных напитков ещё и тем, что тепловая ферментация зернового сырья - затирание - процесс гораздо более сложный: многоэтапный и вариативный.
Вот и выходит весьма занятная штука: если из всего этого выделить отличительные признаки пива, то получится следующее:
Пиво - это продукт дрожжевого брожения сахаросодержащего раствора, полученного из зернового сырья, подвергшегося температурному ферментированию.
А если расположить эти напитки в порядке усложнения технологии плюс повышения специализации, то получится вот что:
Хм... довольно неожиданно!
А теперь обратимся к шумерам. Нет! Не к нынешним - к настоящим, древним! А заодно - и древнеегиптянам. Помните, как мракетолухи настоятельно втирают пиволюбам легенду: что, мол, оставили в горшке зерно, забыли, в него налилась вода, зерно на солнышке забродило, а потом горшок нашли. Понюхали древнеегиптяне или шумеры - кто сейчас разберёт, попробовали - "Тюууу! Так то ж пыво!" Вы верите? Я - нет. В смысле, что так было - вполне возможно. Было ли то пиво, пусть даже не в современном смысле, пусть, хотя бы, в средневековом - да нет же, нет. Это была брага, слабоалкогольная брага. Пишут, что древнеегипетским строителям пирамид платили сколько-то жбанов этой браги в день. Интересно: употребив жбан "пива" крепостью пусть 3-4 "оборота", да на жаре - чего бы они настроили? - То-то. А построили на века. Градусов в том "пиве" было по нынешним временам - комару носик помочить.
Всё таки, технологии развиваются по большей части от простого к сложному, а среди упомянутых напитков технология производства пива, равно как и производство для него специализированного сырья - наиболее сложная.
Для браги зерно или иное какое сырьё просто заливали тёплой или горячей водой, а поперву - так и вовсе, наверное, какая была, и оставляли, чтоб сама собой забродила, или использовали естественные ферменты, содержащиеся, например, в слюне. Брагу может сделать кто угодно, и потому она распространена практически по всему миру: южно-американская кукурузная чича, корейская рисовая макколи, африканские браги из пальмового сока, банановые браги с островов Океании, и многая, многая, многая.
Для кваса используется уже более специализированное сырьё - солод, хотя наверняка к этому пришли не сразу. К примеру, хлебный квас - явная отсылка к чиче, браге, более примитивному и древнему напитку: и там, и там для производства напитка используется хлеб. Хлебный квас - вообще интересная вещь. Вполне вероятно, да и по логике развития так выходит, что он мог быть одним из первых вариантов кваса, повторяя легенду происхождения пива-браги: куски подзасохшего хлеба в горшке или лохани залило водой в каком-нибудь помещении, смесь забродила, получилось кислое питьё. Такой вариант практически ничем не отличается даже от современного приготовления домашнего сухарного кваса. Другой вариант происхождения кваса - забродившие в воде остатки теста, а может, вообще размоченый хлеб-непропёка: вот уж в нём живности для возбуждения брожения - тьма пруди! Неспроста почти во всех рецептах приготовления кваса вместе с цельнозерновым сырьём упоминается мука.
Следующий шаг усложнения и специализации сырья - роща, пророщенное зерно. Она более сладкая, да и вообще вкусная, потому из неё получается квас более высокого качества, чем из хлеба. Более того: в проросшем зерне, да и на нём ферментов и возбудителей брожения несравненно больше, чем на сухом зерне. Соответственно, бродит сусло, приготовленное на роще, гораздо более охотно и... богато, что ли. Недостаток: роща недолго хранится, а иметь долго хранимое сырьё - очень желаемо. Соответственно, далее рощу высушили - получился солод!
Вообще, вариант с закисшим хлебом или ополосками замеса теста, наверное, более исторический: практически во всех рецептах приготовления кваса , что я просмотрел, первым делом из сырья замешивается некое тесто, которое расстаивается в тепле или даже в печи, а потом разводится горячей водой. Далее следует медленное остывание "затора", сливание сусла с осадка и его - сусла - брожение. Это - совсем уже не брага: осознанная термическая обработка специализированного сырья в два этапа, на каждом из которых происходит своеобразное обратное затирание, сильно способствующее "вымыванию" из сырья вкусо-ароматических веществ. Поначалу, конечно, происходило естественное брожение неконтролируемой средой из диких дрожжей и лактобактерий. В дальнейшем же обнаружилось, что если заквашивать сусло сохранившейся от предыдущего удачного случая закваской, то результат получается гораздо более прогнозируемый. В той закваске были преимущественно кисло-молочные бактерии, но и дикие дрожжи тоже присутствовали. И в наше время, к примеру, Очаково использует для производства кваса именно такую двойную закваску, состоящую, конечно же, исключительно из культурных микроорганизмов.
Неконтролируемость брожения квасного сусла вполне могла привести к случаю, когда брожение пошло спиртовым путём: в закваске просто сильно преобладали дикие дрожжи. По какой причине так случилось, конечно же, уже не узнать, но... вот так вышло. И вышло удачно! Опять же, такая сохранённая закваска раз за разом позволяла получать из того же, что и квас, сырья по той же технологии другой, уже отчётливо алкогольный напиток, известный нам как кислые щи.
А отказ от использования муки в составе сырья и, следовательно, от замешивания теста с последующим расстаиванием упростило и ускорило производство. Сырьё ещё более специализировалось: оно стало только зерновым, стал использоваться солод. Технология же приготовления напитка ещё более усложнилась: появилось прямое затирание, вполне вероятно - поначалу без пауз, а затем и с температурными паузами, что позволило получать продукт разного вкуса, но одного, нового качества - пиво. Впрочем, брожение всё ещё было непостоянным: пиво могло попросту скиснуть - ну не уследили за кисломолочкой! И только ближе к концу XIX века удалось выделить чистую культуру дрожжей, после чего пивоварение, как отрасль, получило законченный вид.
Я вот это всё написал, и только сейчас меня прошибло: а ведь если в основу "генеалогии" рассматриваемых напитков положить строго пищевую специализацию, то получается схожая, но ещё более неожиданная картина маслом:
А? Каково? Получается, кислые щи - совсем не случайность квасного производства, а предок двух равноправных продуктов брожения зернового сусла: алкогольного и безалкогольного.
Но и в том, и в другом случае выходит, что пиво, каким мы его сейчас знаем, не такой уж и старый продукт. Естественно и исключительно - по моему очень скромному и непрофессиональному мнению. Пивоманы и биргики - беритесь за тапки! 4-).
Раз уж пошла такая пьянка...
Можно я вам ещё соли подсыплю, а?
Некоторые товарищи с одухотворённым взором до сих пор "втирают"о происхождении лагерных дрожжей в XVI веке из подвалов германских монахов (ох уж, эти монахи!) Мол, в подвалах было холодно, а монахи бродили- бродили там своё пиво, пока на радость свидетелям секты Жывого-нефильтрованного не вывели из элевых дрожжей новый вид для низкотемпературного брожения - лагерные дрожжи. Так вот: уже десять лет тому обратно выяснилось, что чем бы ни баловались германские монахи в этих своих подвалах, но только не выводили лагерные дрожжи. А точнее - они вовсе их не вывели, поскольку предки нынешних лагерных дрожжей родом из Дальневосточной Азии. Но живут дикие лагерные дрожжи не только в Тибете, но и в Патагонии, и в Северной Каролине, и в Новой Зеландии и ещё где. Видимо, дрожжи эти попали к монахам то ли случайно, то ли с какой оказией... В общем, очередная порция лапши снята с наших уже довольно обвисших ушей 6-). Да, признаться, эти древние монахи уже попросту изрядно подзадолбали.
Уф! Теперь можно и о древнескандинавской мифологии поговорить. Ничего, не унывайте, уже скоро 4-).
Зарубились как-то жители Асгарда - не, не те высокомерные бугаи из вселенной Марвел - нормальные скандинавские боги - асы с жителями Ванахейма - соответственно, ванами. Кем ваны были, науке доподлинно неизвестно: может, великанами, может - ещё кем. А потом и те, и другие подумали - а что это мы, собственно, делим: вы - асы, мы - ваны, у нас даже миры разные. - и заключили мир. И в знак мира каждый из асов и ванов плюнул в чашу. Кстати, теперь ясно, какой обряд ибн Фадлан видел у варягов? - Вот. Боги, чтобы ценный биоматериал не пропал всуе, из этого залога создали человека. Поскольку половина человека была от богов, причём - многих, а боги, как известно, обладают многими экстрасенсорными навыками, а половина - от ванов, тоже довольно развитого народа, получился человек настолько мудрый, что послушали его боги, послушали, и сказали: "Иди-ка ты... вдаль", и человек пошёл. Он обошёл все срединные миры: Муспельсхейм, где жили изначальные огненные великаны, Ванахейм, где жили ваны - бывшие противники богов, Нифльхейм с инеистыми великанами - хримтурсами, не очень добрыми, но вполне приличными, не чета злобным уродам от Марвелла, Ётунхейм с его ётунами, тоже великанами, не говоря уж о Мидгарде - с нами, с людьми. И везде этот человек учил местных аборигенов мудрости и отвечал на все их вопросы: не было вопроса, на который человек не знал бы ответ, он же наполовину был от богов, а наполовину - тоже, вроде как! Видимо, надоело человеку бродить по изведанным местам, решил он окультурить ещё кого-нибудь и спустился чуть ниже Мидгарда - в Свартальфхейм, мир тёмных эльфов. Да: не все из эльфов по лесам шастают с одухотворёнными лицами в белоснежных одеждах и со звёздами во лбу, некоторые под землёй живут.
Ну и попал человек на двух карликовых эльфов. И попал довольно неудачно, поскольку эльфы-карлики были тоже семи пядей во лбу каждого, поэтому, когда человек начал их окультуривать, карлики его грохнули, поскольку карлики - не боги и ко всяким политесам не благоволят. Не говорится, куда они дели тело того человека, но ценный биоматериал - кровь - они слили в пару чашек и котёл, затем смешали кровь с мёдом, и получилось питьё "такое, что всякий, кто ни выпьет, станет скальдом либо ученым." Вот такие дела.
А! К чему я это! Чуть не забыл. Знаете, как по-шведски "квас"? - Kvass. А по-норвежски? - Тоже kvass. А по-исландски - не поверите! - kvass. Да и по-немецки - опять же Kwas. Я это к тому, что человека того звали Kvasir. Думаете, случайное совпадение? 4-)
Пиво, квас, кислы щи и скандинавская мифология
Конечно, приятно расчёсывать себе самолюбие, что, мол, любим мы и пьём оччень древний напиток - пиво, но... а так ли это? Честно утянуто из Википедии 6-) А что нынче понимается под термином " пиво "? Да, сейчас, конечно, возбудятся адепты секты Райнхайтсгебота : " Знаем, знаем, что такое настоящее…
bbdad.livejournal.com
Последнее редактирование: