Валерий (Арчибальд)
гид форума Энкуатро
Куба. Реконструкция деревни индейцев - таино.
Традиционно считается, что индейцы, жившие на острове Куба были полностью истреблены жестокими испанскими конкистадорами. Однако это, мягко говоря, не совсем так. Об этом статья М. Агарковой. Оригинал здесь.
Индецы таино сегодня: правда или вымысел?
Полное исчезновения индейцев таино на Кубе, а тем более на островах Эспаньола (Гаити) и Пуэрто-Рико, не ставилось под сомнение академической наукой на протяжении всего XX века. Однако, к началу нынешнего столетия рост национального самосознания и возрождение интереса к своим корням на Карибских островах выявили интересные факты.
Еще в 1847 году испанский ученый Мигель Родригес Феррера, который посетил восток Кубы, сообщал о найденных им индейских общинах в селениях Каней (Caney), Хигуани (Jiguani) и на берегу реки Юмури (Yumuri) рядом с Баракоа. Хосе Марти, поэт и легендарная фигура кубинской независимости, в последние дни своей жизни в 1895 году в своем письме генералу Антонио Масео отмечал, что индейцы Ятерас ("Indians of Yateras") перешли на сторону повстанческих отрядов и выступили против испанцев. Еще одним подтверждением существования индейцев таино на Кубе является официальная карта провинции Ориенте (Oriente), где до 1936 года были отмечены индейские резервации в Тигуабос (Tiguabos) и Паленке (Palenque). Позже известный американский археолог Марк Харрингтон в 20-х годах прошлого века проводил обширные исследовательские работы на востоке Кубы. Именно на его долю пришлось большое количество интереснейших находок. Так, после посещения Кубы он вывез в нью-йоркский Национальный музей Американских Индейцев 36 контейнеров с бесценными находками, среди которых 400-килограммовый фрагмент из пещеры Cueva de la Patana под Маиси (Maisi) с петроглифами аборигенов Кубы. По словам экспертов, после открытий Харрингтона остров наполнили охотники за древностями в поисках объектов для продажи частным коллекционерам в США и Европе. Их деятельность нанесла непоправимый ущерб археологическим ценностям Кубы.
После революции правительство Кубы начало планомерную работу по изучению истории коренных жителей острова. Начались исследования обнаруженного еще в 40-х годах XX века на северном побережье провинции Сьего-де-Авила самого большого из известных на Карибах поселений индейцев таино. С 1994 года здесь, в местечке Los Buchillones, работает кубинско-канадская команда археологов. Несмотря на то, что за более чем 500 лет останки поселения оказались скрыты водами Карибского моря, останки домов аборигенов неплохо сохранились, были найдены и более 1000 предметов быта и культуры. Проведенный анализ показал, что в городище люди жили с 1220 до 1620 годы. Сегодня в одной лишь провинции Гуантанамо зарегистрированы более 300 археологических памятников индейцев таино. То, что земля восточной Кубы до сих пор хранит тайну своей истории, подтверждают и периодические случайнее находки. Так, на пляже Магуана (playa Maguana) недалеко от Баракоа была найдена древняя небольшая статуэтка, вырезанная из камня, изображающая сидящего на корточках человека.
На сегодняшний день поселения, где часть жителей сохранила частицы культуры таино, сосредоточены на востоке Кубы в условном треугольнике Хигуани – Сантьяго-де-Куба – Пунто-Маиси. В горах вокруг Баракоа на востоке Кубы (провинция Гуантанамо), длительное время фактически изолированных от остальной страны в силу труднодоступности, до сих пор существуют несколько анклавов, жители которых сохранили культуру своих предков – индейцев таино. Это хорошо заметно в селении Каридад де-лос-Индиос (Caridad de Los Indios), недалеко от Гуантанамо, где потомки аборигенов сохранили индейские танцы, песни и устные легенды. 310 лет назад, 25 января 1701, было основано индейское местечко Хигуани. Считается, что в то время на Кубе совсем не осталось индейцев и этот факт вызывает множество вопросов. Уже не раз повторялось, что те древние народности, населяющие архипелаг, были полностью уничтожены болезнями, а также кнутом и мечом колонизаторов. Однако, на этом кусочке Кубы под названием Хигуани вопрос о существовании потомков древних индейцев совсем не кажется бессмысленным, поскольку здесь до сих пор даже воздух особый. Он буквально пронизан «индейским духом». О древних народностях напоминают здешние обычаи, кухня, ремёсла и даже внешность местных жителей.
Удивительные факты связаны и с историей этого места: в местечке Хигуани, основанном 25 января 1701 года под именем Сан-Пабло-де-Хигуани (San Pablo de Jiguani), когда, по теории, на Кубе уже не существовало индейцев, родился представитель древнего народа. «Это место — исключительное для Кубы. В то время, как другие деревни (начиная от Баракоа) появлялись по желанию завоевателей-испанцев, Хигуани основал индеец Мигель Родригес (Miguel Rodgiguez), уроженец г.Баямо. Он, вместе со священником Андресом Хересом (Anders Jerez), решил сконцентрировать в этом поселении представителей местных жителей, рассеянных по территории между рек Контрамаестре (Contramaestre) и Каутильо (Cautillo), с единственной целью — защитить их», - говорит местный историк Уго Армас (Hugo Armas), более 30 лет изучающий наследие коренных народов региона. Он подчёркивает, что эта область в начале XVIII века служила убежищем для индейцев, бежавших от преследования колонизаторов. Считается, что приход Хигуани был основан более чем двадцатью индейскими семьями, после одобрения этого проекта властями метрополии. Хотя жители других поселений — Каней (Caney) и Гуанабакоа (Guanabacoa) — которые также несли черты древних индейцев, позднее из-за негритянской миграции полностью изменились внешне, а всё, что имело отношение к древним индейцам, было вытеснено из жизни этих деревень.
Чистокровные индейцы таино.
Так как же долго «чистокровные индейцы» населяли Кубу? Очень трудно ответить на этот вопрос, поскольку со временем смешение рас стало неизбежным и для этого региона. Однако, Уго Армас отмечает феномен, характерный именно для этой области: целые рода, живущие в настоящее время, такие как Ферралес, Риверо, Рейес, Кесада, Анайя, Агилера, Агилар, Гарсес, Лейва, Кока, Фуэнтес и Андино, имеющие черты коренных индейцев, переплетаются между собой в четвёртом поколении; в результате на свет появились группы индейцев, с очень схожими расовыми чертами. Сегодня потомки этих «чистокровных» индейцев не без основания гордятся своим происхождением. Очевидно, что Хигуани в 1818 году по решению Испании перестал быть местом жительства коренного народа. Однако, 18 лет спустя, как указывает историк, всё же появляются доказательства существования индейцев. В том году мэр Хигуани Мигель Иньигес (Miguel Iniguez), предок Лусии Иньигес (Lucia Iniguez) – матери кубинского генерала Каликсто Гарсии (Calixto Garcia), известного борца за независимость Кубы, заявил о «необходимости поддерживать защитников индейцев».
Однако, по прошествии стольких лет с момента существования индейской расы, самое важное для современных жителей Кубы – осознавать и видеть следы цивилизации своих древних индейских предков, которые находятся буквально перед глазами. Например, в селениях Ла-Сека (La Seca), Санта-Крус, Палмарито, Каньядон, Монте-Альто и Сейба, и, конечно, в самом Хигуани, живут такие люди как 96-тилетний Мигель Фахардо (Miguel Fajardo), с гордостью рассказывающий о своих древних предках. «Моя тётя все дни напролёт курила трубку или жевала табак. У неё были длинные чёрные волосы, а кожа - цвета меди; она пила кофе из небольшой чашки, сделанной из смоковницы, ела много маниоки и носила полотняные туфли», - весело делится воспоминаниями Мигель Фахардо. Между тем, слова старой Мерседес Кесада (Mercedes Quesada) также полны удовлетворения: «Детьми мы жили в хижинах каней и очень любили айаку (hayaca) – наше традиционное блюдо из кукурузы».
Другой потомок кубинских индейцев, Уго Армас, рассказывает, что в этой местности существовали и другие блюда из этого злака: например, атол и ревуэльто (в него добавлялись мука и мясо хутии (jutia) - местного млекопитающего, похожего на большую крысу, живущего на деревьях и питающегося растительной пищей), а также похлёбка из овощей и мяса с перцем, готовящихся в одном котле. Он также отмечает, что кроме кулинарной культуры, до сих пор существует «великая традиция изготовления корзин, домашней утвари, обуви и других необходимых предметов быта на основе растительных волокон», именно так, как это делали их предки — индейцы Кубы.
Следы культуры таино на Кубе.
На Кубе давно считают, что «белых» на острове нет, и частенько повторяют «el que no tiene de congo tiene de carabali» (Тот, кто не из рода Конго, тот из рода Карабали), фраза, которую привнесли африканские предки кубинцев, а последующее переплетение представителей негроидной и европейской рас сделало весьма актуальной. Но почему-то часто забывают о том, что изначально колонизаторы объединялись в семьи и заводили детей именно с индейцами, а не с африканцами. И в этой ситуации матерям, которые всегда были в более близких отношениях со своими детьми, приходилось передавать им тайком индейские традиции и лексику. Однако, представители этого смешанного типа, исчезнувшего в дальнейшем в результате прибытия многочисленных переселенцев из Африки, сохранились на территории долины Кауто.
Сегодня в этой кубинской местности в речи жителей можно встретить многочисленные слова индейского происхождения, а также слова, значение которых невозможно перевести на арауканский. В названиях географических объектов (топонимах) также мы видим изобилие древних индейских терминов: начиная с самого города Хигуани (Jiguani - в переводе «золотая река») до Баямо (Bayamo), Гуаканайабо (Guacanayabo), Йара (Yara), Бабатуаба (Babatuaba), Бабиней (Babiney), Купайнику (Cupaynicu), Мабоа (Maboa), Маканаку (Macanacu), Хатиа (Jatia), Мабай (Mabay), Хагуа (Jagua), Касибакоа (Casibacoa), Купей (Cupey), Сейба (Ceiba), Виха (Vija), Пепу (Pepu) и многие другие. По утверждению историка из Баракоа Алехандро Хартманна (Alejandro Hartmann Matos), от Баракоа до Пунта-Маиси современные люди используют больше слов из языка таино, как нигде больше на Кубе, Эспаньоле (Гаити) или Пуэрто-Рико. Среди предметов таино, дошедших до наших времён, есть строения из пальмового дерева и его волокон; также индейцы Кубы оставили своим потомкам то, что называется «каней» (caney) – восьмиугольные жилища, которые ещё можно встретить кое-где в Хигуани и в зонах отдыха Баямо. Три самых знаменитых элемента древней индейской материальной культуры, ставшие всемирно известными, это табак, гамак и каноэ.
Добавим сюда некоторые фантастические легенды, известные сегодня и имеющие древне-индейские корни: например, рассказы о странном существе «хигуэ» (jigue), как его называют восточных районах Кубы и в самом Хигуани или «гуихэ» (guije) — «барабашке»-карлике индейской внешности, живущем в водах рек и озёр, который заманивал путников и сбивал их с пути. Название guije характерно для западных областей Кубы, где культурное наследие индейцев - аборигенов сохранилось в меньшей степени. Это поверье имеет общие черты с легендами о сиренах, нимфах и других сказочных водных обитателях; иногда «хигуэ» сравнивают с гномами и им подобными мифическими карликами из европейских преданий. С легендой о «хигуэ» произошло то же, что и с легендой о покровительнице Кубы - Пресвятой Деве Милосердия (Virgen de la Caridad): мифический карлик, похожий на индейца со времением превратился в рассказах в негритёнка, что ошибочно заставляло думать о его африканском происхождении.
В наши дни в Хигуани, Баямо и прилегающих районах живёт ещё один волшебный миф индейцев таино, прошедший через столетия, рассказывающий о так называемых «кагуэйрос» (cagueiros) — людях, способных превращаться в животных. Такие «превращения» - обязательный мотив именно индейской мифологии. «Наши индейские предки наделяли одушевлённых и неодушевлённых существ сверхъестественными способностями: камни могли говорить, а деревья — петь», - поясняет известный исследователь Альдо Даниэль Наранхо (Aldo Daniel Naranjo). Жители деревень вокруг Баракоа до сих пор на могилах умерших устраивают небольшие «домики» из соломы в окружении больших морских раковин гуамо (раковины guamo - Strombus gigas Linneo). Индейцы таино использовали гуамо для общения друг с другом на больших расстояниях, и присутствие раковин на могилах отпугивало недобрых духов, говоря о возможности умершего в любую минуту позвать помощь.
Из этого же мира древней религии, от которого, как иногда говорят, ничего не осталось, происходит и знаменитый кубинский спиритизм (Esperitismo de Cordon) с его загадочными и пугающими ритуалами, в которых раньше ошибочно видели африканские корни.
Отголоски культуры и языка индейских предков слышатся и в особом описательно-информационном способе выражаться сотен современных кубинцев, живущих в провинциях Гранма (Granma), Лас-Тунас (Las Tunas) и Ольгин (Holguin); а также в своеобразной музыкальной манере интонировать речь, отличной от других регионов страны. И эта музыкальность речи, очевидно, унаследована от уроженцев Антильских островов.
По словам учёных-лингвистов, даже в тропологическом (метафорическом) языке Кубы можно увидеть «индейский след». Характерные фразы типа «te comiste la guayaba», (дословно «ты съел гуаву» или «тебя обманули») требуют своей интерпретации. С одной стороны гуайаба или гуава — сладкий и ароматный плод. Его мякоть также с удовольствием едят летучие мыши и совы. Но в летучих мышей и сов, по мифологии таино, превращались по ночам опии (opia, hupia) — духи мёртвых, а «гуайаба» - их любимая пища, ведь имя бога мёртвых созвучно этому названию - Макетаурэ Гуайаба (Maquetaure Guayaba).
Ареал расселения потомков индейцев на Кубе.
Восток Кубы сегодня уже не имеет тех отличительных индейских черт, которые существовали 500 лет назад. И многие его жители не могут даже вспомнить свои индейские корни. Тем не менее, тысячи других помнят и гордятся древними предками. По оценкам Хосе Баррейро (Jose Barreiro), бывшего профессора Корнельского Университета (США), проводившего свои исследования на Кубе уже в конце XX века, количество людей, сохранивших внешние физические признаки, а также элементы культуры индейцев таино, насчитывается на востоке Кубы более 1 тысячи человек. Они знают, что являются центром истории, что делает их жизнь уникальной, полной красивых легенд. И эту жизнь необходимо поддерживать и сегодня и в будущем, даже через сотни лет с момента её появления.