Валерий
гид форума Энкуатро
40 лет назад умер Джон Бонем и «Led Zeppelin» перестали существовать. Как это было.
25 сентября 1980 года неожиданный уход Джон Бонэма, которому было всего 32 года, положил конец существованию «Led Zeppelin» – одной из величайших рок-групп в истории популярной музыки. По мнению музыкальных журналов «Роллинг Стоун» и «Classic Rock» именно Бонэма следует считать лучшим барабанщиком за всю историю – с этим никто и не спорит. К сожалению, его потрясающая музыкальная одарённость сочеталась со слабостью к алкоголю, что и привело его к преждевременной смерти.
Для остальных участников «Led Zeppelin» это означало только одно – полное прекращение деятельности. Именно такое соглашение было заключено музыкантами в начале деятельности группы. Была и другая причина – найти другого ударника, равного Бонэму по уровню было невозможно – такого просто не было.
«Led Zeppelin» в 1968 году : Джон Бонэм, Роберт Плант, Джимми Пейдж, Джон Пол Джонс. Фото: Getty Images.
Страсть Джона бить по барабанам проявилась раньше, чем он научился читать. Свою первую барабанную установку он соорудил из банок из-под кофе, когда ему было пять лет. К десяти годам мама купила ему более серьезные барабаны, а в 15 у него уже имелась полноценная ударная установка, за которой он предпочитал проводить всё свободное время. Тем не менее, по настоянию отца он пошел работать на строительную фирму. Вечером он подыгрывал в различных коллективах и это его вполне устраивало, поскольку давало некоторую подработку.
Джону пришлось поменять довольно много коллективов – как ни странно, его сначала с удовольствием брали в различные составы, а потом увольняли. Причина была, как правило, только одна – он играл настолько мощно и громко, что заглушал всех, кто находился рядом с ним на сцене.
Джон подружился с будущим гитаристом «Black Sabbath» Тони Айомми, впоследствии даже был у него шафером на свадьбе. Они часто играли в одних и тех же клубах – правда, составы всегда были разные. «Джон постоянно жаловался мне – рассказывал Тони. – "Они меня уволили." – "Почему?" – "Потому что я играл слишком громко"».
Но это было именно то, что требовалось новому проекту, который задумал Джимми Пейдж. Когда он вместе с менеджером Питером Грантом побывал на одном из концертов, где участвовал Бонэм, они оба не сговариваясь пришли единому мнению, что им нужен именно такой барабанщик.
Бонэм к предложению о сотрудничестве отнёсся скептически – он уже дал согласие присоединиться к аккомпанирующему составу Джо Кокера, который казался ему перспективным. К тому же идея «New Yardbirds», как первоначально назывался проект Планта, ему откровенно не нравилась – он считал эту музыку устаревшей. Питер Грант проявил огромную настойчивость, отправив музыканту несколько десятков телеграмм, пока, наконец, буквально не вырвал у него согласие.
Поначалу на концертах Бонэм откровенно прятался за барабанами. Фото: Courtesy Reel Art Press.
Именно в «Led Zeppelin» недостаток игры Бонема превратился в потрясающее достоинство. Это было именно то, что требовалось для музыки совершенно нового типа, которую задумал Пейдж. Невероятная мощь и энергия Бонэма считаются непревзойденными и по сей день. Вместе с ударником группы «The Who», покойным Китом Муном, он остаётся величайшим барабанщиком всех времен, совершившим буквально революцию для своего инструмента.
Led Zeppelin - Immigrant Song (Концертное исполнение 1972 года)
Джон Бонэм никогда не учился музыке, но обладал поразительной музыкальной интуицией, невероятной работоспособностью и страстью к экспериментам. Он всегда выбирал самые большие и тяжёлые барабанные палочки, которые обеспечивали ему такой мощный звук. Он первым в рок-музыке стал использовать гонги и симфонические литавры, привлек латиноамериканские перкуссионные инструменты, усовершенствовал технику игры на ножной педали и первым в качестве особенной краски начал играть на барабанах руками.
Джон Бонэм на концерте в Монтрё в 1973 году. Фото: Jeffrey Mayer / Getty Images.
Неслучайно у группы практически нет игровых клипов, но очень много концертных видеозаписей – концертные выступления «цепеллинов» настолько зрелищны и энергетичны, что больше просто ничего не требуется. Длинные барабанные соло во время концерта первыми стали практиковать также «Led Zeppelin». Сольная интерлюдия Бонема в композиции «Moby Dick» во время концерта иногда могла продолжаться до получаса, неизменно вызывая овации.
Led Zeppelin - Moby Dick Drum Solo (Madison Square Garden 1973)
Впоследствии музыкальные критики, начавшие внимательно изучать записи «Led Zeppelin», обнаружили, что в своих партиях Джон Бонэм постоянно буквально на долю секунды опережает собственный ритм и именно это делает его игру такой завораживающей. Кстати, именно так используют бубен африканские шаманы, вводя слушателей в транс.
Подобную манеру игры легче отследить на медленных балладах – например, при исполнении знаменитого «Кашмира».
Совместное музыкальное приключение «Led Zeppelin» длилось двенадцать лет, в результате чего было записано восемь альбомов, навсегда изменивших популярную музыку.
Бесконечные переезды стали для Джона Бонэма серьезной проблемой. Будучи человеком стеснительным и не очень контактным, он часто просто не знал, чем себя занять в дороге и во время ожидания выхода на сцену – и начал снимать стрессы с помощью алкоголя. К этому добавились проблемы со здоровьем – несколько раз он терял сознание прямо на сцене. Последний концерт группа отыграла 7 июля 1980 года в берлинском зале «Eissporthalle». Это было окончание европейского тура из 14-ти концертов.
Бонэм постоянно усложнял и дополнял свою барабанную установку. Фото: Courtesy Reel Art Press.
Вернувшись домой в Англию, все члены группы оказались дома у Джимми Пейджа, где позволили себе после напряженного тура расслабиться. Джон в течение суток выпил около литра водки, после чего его оставили спать в комнате Пейджа. И утром нашли уже мёртвым. Во сне он захлебнулся рвотными массами (точно такая же причина привела к смерти другого выдающегося музыканта, Джими Хендрикса).
«Я скучаю по тебе», – написал в своем Инстаграме Джимми Пейдж, отмечая дату.
В 2018 году, к 70-летию Бонэма в его родном городе Реддиче был установлен памятник работы скульптора Марка Ричардса. Его создание было инициировано Мемориальным фондом Джона Бонэма.
За 40 лет, прошедших после смерти Бонэма, музыканты «Led Zeppelin» остаются верны своему решению. Они занимаются сольными проектами, но отвергают все предложения поискать другого ударника и собраться вновь. Было лишь несколько мемориальных концертов, где место за барабанами занимали Фил Коллинз и Джейсон Бонэм - сын Джона. Но замены Джону Бонэму по-прежнему нет.
© Честный Инженер
25 сентября 1980 года неожиданный уход Джон Бонэма, которому было всего 32 года, положил конец существованию «Led Zeppelin» – одной из величайших рок-групп в истории популярной музыки. По мнению музыкальных журналов «Роллинг Стоун» и «Classic Rock» именно Бонэма следует считать лучшим барабанщиком за всю историю – с этим никто и не спорит. К сожалению, его потрясающая музыкальная одарённость сочеталась со слабостью к алкоголю, что и привело его к преждевременной смерти.
Для остальных участников «Led Zeppelin» это означало только одно – полное прекращение деятельности. Именно такое соглашение было заключено музыкантами в начале деятельности группы. Была и другая причина – найти другого ударника, равного Бонэму по уровню было невозможно – такого просто не было.
«Led Zeppelin» в 1968 году : Джон Бонэм, Роберт Плант, Джимми Пейдж, Джон Пол Джонс. Фото: Getty Images.
Страсть Джона бить по барабанам проявилась раньше, чем он научился читать. Свою первую барабанную установку он соорудил из банок из-под кофе, когда ему было пять лет. К десяти годам мама купила ему более серьезные барабаны, а в 15 у него уже имелась полноценная ударная установка, за которой он предпочитал проводить всё свободное время. Тем не менее, по настоянию отца он пошел работать на строительную фирму. Вечером он подыгрывал в различных коллективах и это его вполне устраивало, поскольку давало некоторую подработку.
Джону пришлось поменять довольно много коллективов – как ни странно, его сначала с удовольствием брали в различные составы, а потом увольняли. Причина была, как правило, только одна – он играл настолько мощно и громко, что заглушал всех, кто находился рядом с ним на сцене.
Джон подружился с будущим гитаристом «Black Sabbath» Тони Айомми, впоследствии даже был у него шафером на свадьбе. Они часто играли в одних и тех же клубах – правда, составы всегда были разные. «Джон постоянно жаловался мне – рассказывал Тони. – "Они меня уволили." – "Почему?" – "Потому что я играл слишком громко"».
Но это было именно то, что требовалось новому проекту, который задумал Джимми Пейдж. Когда он вместе с менеджером Питером Грантом побывал на одном из концертов, где участвовал Бонэм, они оба не сговариваясь пришли единому мнению, что им нужен именно такой барабанщик.
Бонэм к предложению о сотрудничестве отнёсся скептически – он уже дал согласие присоединиться к аккомпанирующему составу Джо Кокера, который казался ему перспективным. К тому же идея «New Yardbirds», как первоначально назывался проект Планта, ему откровенно не нравилась – он считал эту музыку устаревшей. Питер Грант проявил огромную настойчивость, отправив музыканту несколько десятков телеграмм, пока, наконец, буквально не вырвал у него согласие.
Поначалу на концертах Бонэм откровенно прятался за барабанами. Фото: Courtesy Reel Art Press.
Именно в «Led Zeppelin» недостаток игры Бонема превратился в потрясающее достоинство. Это было именно то, что требовалось для музыки совершенно нового типа, которую задумал Пейдж. Невероятная мощь и энергия Бонэма считаются непревзойденными и по сей день. Вместе с ударником группы «The Who», покойным Китом Муном, он остаётся величайшим барабанщиком всех времен, совершившим буквально революцию для своего инструмента.
Led Zeppelin - Immigrant Song (Концертное исполнение 1972 года)
Джон Бонэм никогда не учился музыке, но обладал поразительной музыкальной интуицией, невероятной работоспособностью и страстью к экспериментам. Он всегда выбирал самые большие и тяжёлые барабанные палочки, которые обеспечивали ему такой мощный звук. Он первым в рок-музыке стал использовать гонги и симфонические литавры, привлек латиноамериканские перкуссионные инструменты, усовершенствовал технику игры на ножной педали и первым в качестве особенной краски начал играть на барабанах руками.
Джон Бонэм на концерте в Монтрё в 1973 году. Фото: Jeffrey Mayer / Getty Images.
Неслучайно у группы практически нет игровых клипов, но очень много концертных видеозаписей – концертные выступления «цепеллинов» настолько зрелищны и энергетичны, что больше просто ничего не требуется. Длинные барабанные соло во время концерта первыми стали практиковать также «Led Zeppelin». Сольная интерлюдия Бонема в композиции «Moby Dick» во время концерта иногда могла продолжаться до получаса, неизменно вызывая овации.
Led Zeppelin - Moby Dick Drum Solo (Madison Square Garden 1973)
Впоследствии музыкальные критики, начавшие внимательно изучать записи «Led Zeppelin», обнаружили, что в своих партиях Джон Бонэм постоянно буквально на долю секунды опережает собственный ритм и именно это делает его игру такой завораживающей. Кстати, именно так используют бубен африканские шаманы, вводя слушателей в транс.
Подобную манеру игры легче отследить на медленных балладах – например, при исполнении знаменитого «Кашмира».
Совместное музыкальное приключение «Led Zeppelin» длилось двенадцать лет, в результате чего было записано восемь альбомов, навсегда изменивших популярную музыку.
Бесконечные переезды стали для Джона Бонэма серьезной проблемой. Будучи человеком стеснительным и не очень контактным, он часто просто не знал, чем себя занять в дороге и во время ожидания выхода на сцену – и начал снимать стрессы с помощью алкоголя. К этому добавились проблемы со здоровьем – несколько раз он терял сознание прямо на сцене. Последний концерт группа отыграла 7 июля 1980 года в берлинском зале «Eissporthalle». Это было окончание европейского тура из 14-ти концертов.
Бонэм постоянно усложнял и дополнял свою барабанную установку. Фото: Courtesy Reel Art Press.
Вернувшись домой в Англию, все члены группы оказались дома у Джимми Пейджа, где позволили себе после напряженного тура расслабиться. Джон в течение суток выпил около литра водки, после чего его оставили спать в комнате Пейджа. И утром нашли уже мёртвым. Во сне он захлебнулся рвотными массами (точно такая же причина привела к смерти другого выдающегося музыканта, Джими Хендрикса).
«Я скучаю по тебе», – написал в своем Инстаграме Джимми Пейдж, отмечая дату.
В 2018 году, к 70-летию Бонэма в его родном городе Реддиче был установлен памятник работы скульптора Марка Ричардса. Его создание было инициировано Мемориальным фондом Джона Бонэма.
За 40 лет, прошедших после смерти Бонэма, музыканты «Led Zeppelin» остаются верны своему решению. Они занимаются сольными проектами, но отвергают все предложения поискать другого ударника и собраться вновь. Было лишь несколько мемориальных концертов, где место за барабанами занимали Фил Коллинз и Джейсон Бонэм - сын Джона. Но замены Джону Бонэму по-прежнему нет.
© Честный Инженер
Последнее редактирование: