я, всё-таки, напишу отдельный пост по Повести о стране Вятской!
Потому как, если вспоминать, откуда вятский обыватель постарается в первую очередь почерпнуть сведения об истории своего края, так это именно ПСВ. А потом, как это и случилось со мной, передаст эти сведения третьим лицам в расчёте сойти за умного 6-).
Я понимаю, конечно, чтобы читать Вештомова или Верещагина, не говоря уж о русских летописях, в которых кто попало глаза сломит из-за ятев и отвратительного качества полиграфии, нужно быть или ярым патриотом (в хорошем смысле слова) своей земли, или учёным, или занудным профаном, как я. Гораздо легче почитать Карамзина с Костомаровым, изданных на хорошей бумаге и переведённых на современный русский язык. Но, как говорил некогда известный персонаж, “Хорошо ли это будет?”
Поскольку, как только я начал читать ПСВ и наткнулся на описание, как Александр Македонский слал грамоты русским князьям, у меня возник законный вопрос: “ЧТО ЭТО???”
И пришлось-таки искать, а потом и читать труды исследователей вятской старины, в основном - А.С. Верещагина. И выяснилось следующее.
В общем, как заключил Вештомов, “Повесть по малосмышлённости писана простаком”. И ссылаться на неё, как на источник фактов по истории Вятки, можно лишь по незнанию, сиречь - по невежеству.
Тем не менее, знакомство с первоисточниками и исследованиями истории Вятской земли оказалось, по обыкновению, весьма полезным и в очередной раз показало картину весьма… своеобразную не только в части вятской, но и в части т.н. “монголо-татарского ига”.
Напомню, что “иго” это закончилось в конце 15-го века, но, судя по летописям, уже примерно с середины 14-го века набеги русских князей, не говоря уж о новгородцах и вятчанах, на татарские и булгарские селения с целью их грабежа (!) были делом, можно сказать, рутинным!
В общем, “оскольконамоткрытийчудных…” и т.д. Едем дальше.
Потому как, если вспоминать, откуда вятский обыватель постарается в первую очередь почерпнуть сведения об истории своего края, так это именно ПСВ. А потом, как это и случилось со мной, передаст эти сведения третьим лицам в расчёте сойти за умного 6-).
Я понимаю, конечно, чтобы читать Вештомова или Верещагина, не говоря уж о русских летописях, в которых кто попало глаза сломит из-за ятев и отвратительного качества полиграфии, нужно быть или ярым патриотом (в хорошем смысле слова) своей земли, или учёным, или занудным профаном, как я. Гораздо легче почитать Карамзина с Костомаровым, изданных на хорошей бумаге и переведённых на современный русский язык. Но, как говорил некогда известный персонаж, “Хорошо ли это будет?”
Поскольку, как только я начал читать ПСВ и наткнулся на описание, как Александр Македонский слал грамоты русским князьям, у меня возник законный вопрос: “ЧТО ЭТО???”
И пришлось-таки искать, а потом и читать труды исследователей вятской старины, в основном - А.С. Верещагина. И выяснилось следующее.
- ПСВ - глубоко вторичный продукт, поскольку является компиляцией разнообразных источников, переписанных порой весьма небрежно или, возможно, намеренно искажённых, теперь уж не поймёшь.
- В своей некомпиляционной части ПСВ - совершенно беллетристическое произведение, поскольку содержит или совсем уж фантастические сведения, вроде загадочной птицы, кричащей “хлы-хлы”, или никакими прочими источниками из истории Руси не подтверждаемые, вроде строительства ушкуйниками на территории Булгарии городка в устье Камы (уж не Кашана ли?).
- ПСВ - называемая ещё “Вятским летописцем” - вообще не летописное произведение, поскольку создавалась она, как сходятся исследователи, в конце 17-го - начале 18-го веков, то есть на несколько столетий позднее описываемых событий. Самый ранний известный список - Герольдмейстерский - датируется 1725-м годом.
В общем, как заключил Вештомов, “Повесть по малосмышлённости писана простаком”. И ссылаться на неё, как на источник фактов по истории Вятки, можно лишь по незнанию, сиречь - по невежеству.
Тем не менее, знакомство с первоисточниками и исследованиями истории Вятской земли оказалось, по обыкновению, весьма полезным и в очередной раз показало картину весьма… своеобразную не только в части вятской, но и в части т.н. “монголо-татарского ига”.
Напомню, что “иго” это закончилось в конце 15-го века, но, судя по летописям, уже примерно с середины 14-го века набеги русских князей, не говоря уж о новгородцах и вятчанах, на татарские и булгарские селения с целью их грабежа (!) были делом, можно сказать, рутинным!
В общем, “оскольконамоткрытийчудных…” и т.д. Едем дальше.