Исторические сказки про Вятку

ковыряю заселение Вятской земли.
Вышел на Сказание о Вятчанах. Обнаружено в 1796 году у вятского купца Павла Петрова. Как сходятся исследователи, это сказание - повторение новгородского Сказания о холопьей войне, приводимого Герберштейном в своих Записках о Московии. Сюжет:
В 1174 году некий новгородский "великий князь Ярослав Владимирович" (???) посылает своему отцу, великому князю Владимиру, которому придосужилось воевать Корсунь, войско новгородцев.
Войско "воевало" Корсунь в течение 7 лет, а жёны ушедших в поход "новгородских князей, бояр и служилых людей" через год-два-три за... гуляли со скуки с холопами и наложниками, заодно привлекши к этому нехлопотному и приятному делу своих дочерей.
После взятия города Корсуни воины по пути домой послали вперёд вестовых, мол, ждите, готовьтесь, скоро будем. Услышавши такую радостную весть, за... гулявшие жёнки да девки оперативно снялись с места и со своими холопами и наложниками с... линяли из Новгорода в верховья Камы. Оттуда часть этой весёлой команды по Чепце добрались до удмуртского "Болванского городка", который боем взяли и построили на его месте городок Никулицын (понятное дело, что по реке Никульчинке).
Прослышав про успехи подельников, оставшиеся на Каме бл...удоны повторили путь предыдущей партии, но спустились до некого "Кошарова" (в летописях, видимо, это Кокшаров, и Кошкаров, и по иному ещё как), взяли его боем, не указано, что что-то построили и как назвали, но из летописей - это Котельнич.
Чуть позже обе партии посовещались и постановили поставить на Вятке "на горе Кикиморе" близ речки Хлыновицы город - ну да - Хлынов.
Ладно, опущу хронологическую чушь.
Наложник, как я понимаю, термин функциональный, означающий ё... э-э-э... мужчину, служащего для сексуального удовлетворения. Даже допускаю, что в объективно небольшом раннесредневековом городе замужняя женщина в отсутствие мужа могла завести себе мужчину для удовлетворения своих плотских потребностей, хотя не представляю, зачем ей так рисковать: всё же средневековье, грохнет ведь муж, и ничего ему не будет. Но ведь - "жёны князей и бояр" - уважаемые, солидные женщины. Ладно ещё - жены служилых, хотя и тут неладно: они кто? Княжеские дворовые? Боярские? В любом случае - члены воинской корпорации, люди весьма опасные и крови нисколько не боящиеся. И чтящие свою воинскую честь!
Но - с холопами! Холоп, напомню, почти что раб. Есть какие-то тонкие отличия - я не специалист. Марать себя сексуальной связью с рабом? В жёстко патриархальном обществе???
И вся эта прелесть повторяется и с дочерьми. Сиречь - девицами. Повторюсь, могу ещё понять замужних женщин, но девиц? Грань между первыми и вторыми проходит в строго определённом месте. И определяется на раз. Кому она такая нужна будет? А незамужность в те времена означала а) позор и б) вполне вероятное материальное прозябание. Чего ради?
Чисто организационные соображения.
Чтобы пройти к верховьям Камы по территории откровенно враждебных племён, участников мероприятия должно было быть по меньшей мере пара, а то и больше, сотен. Они должны были как-то узнать, определить, кто бл... гулял, а кто - нет. Договориться, подготовить транспорт - ладьи, ушкуи, запастить провизией, оружием, снаряжением, найти проводников. Собраться в означенное время в означенном месте. Хотя бы примерно. И это - незаметно от всего Новгорода, и чтобы за ними никто не погнался, ни новгородский князь: оскорбление княжеского воина - личное оскорбление князя, ни родня: оскорбление рода - позор от других родов. Да чушь это собачья.
Герберштейн, конечно, авторитет и заслуживает доверия, но вот то, что ему рассказали в Новгороде, вполне могло быть популярной тогда сказкой. Хотя и имеющей под собой какие-то давние-давние события. Но сказка - она на то и сказка, пусть и с намёком.

scale_1200
 
Последнее редактирование модератором:
Верх