Колонизация вятской земли

ещё немного отойду в сторонечку...

При рассмотрении “южного” пути колонизации русскими Вятской земли никак нельзя пройти мимо Кокшарова “что ныне Котелнич”. Тем более, что археология, да и история говорит, что сначала появился русский Никулицын, потом (!) - Кокшаров-Котельнич, а уж только затем - Вятка-Хлынов. Причём вотяцкий “Болванский городок” - Никулицын - русские взяли довольно легко, черемисский Кокшаров - только с помощью чуда, а Хлынов просто построили.

И вот, какая штука: есть некоторые сомнения, что Кокшаров и Котельнич - один и тот же город, и большие - что Кокшаров, а не Кошкаров. Разница небольшая, скажете, просто описка писаря? От же ж тогда, злыдень попался… Всем извилины заплёл 6-). Поскольку Кокшаров - и впрямь черемисский город, а если Кошкаров - уже вотяцкий.


Если город был Кокшаровом и черемисским, то успешное прохождение его новгородскими гонцами из Никулицына в камское устье было довольно сомнительно, как и взятие его “чудом” новгородцами, поднимающимися по Вятке от устья к Никулицыну. Напомню: черемисы были весьма умелыми и успешными воинами, очень долгое время непримиримыми с русскими вплоть до времён Бориса Годунова.

А вот если город был вотяцким, то это хорошо укладывается в “северную” версию колонизации средней и верхней Вятки и разрешает вопрос с присутствием выходцев из Новгорода в тогда уже Кошкарове: между русскими и вотяками не было столь яростной вражды, а были, по данным археологии, более товарно-денежные отношения. Соответственно, и никакого “чудесного” взятия Кошкарова попросту не было.


Это подтверждается и археологическими находками: в рассматриваемое время в окрестностях нынешнего Котельнича жили именно предки удмуртов, но не марийцев. Черемисы вытеснили вотяков из тех мест только под давлением русских и монголо-татар, а это началось лет через сто после “основания Вятки”. Так что в части со взятием Кокшарова новгородцами сведения ПСВ тоже являются весьма сомнительными.

Более подробно об этом можно посмотреть у Егорова А.В. Заселение русскими людьми Южной Вятки и Мусихина А.Л. Марийский Кокшаров или удмуртский Кошкар, если неохота искать источник этой версии - работу Л.Д. Макарова.

Очень интересно сопоставить выводы Егорова с работой Е.Ю. Мокеровой Монеты и слитки в истории Вятского края, где она анализирует состав и географическое распределение кладов на территории Вятского края.

Егоров заключает:
Археологические источники показывают, что заселение русскими людьми Южной Вятки началось в XII в. Однако этот процесс нельзя считать началом масштабной колонизации. Заселялась только небольшая северная часть Южной Вятки, количество поселений на ней было малочисленным, и русские вскоре покинули эти территории, прервав тем самым процесс заселения.”

Мокерова же показывает, что почепецкие и особенно южные удмурты в VIII-X веках уже имели обширные торговые связи с Волжской Булгарией. И одним из возможных путей был “... вверх по Каме, ответвляясь в районе устья р. Сивы - притока Камы, пересекает р. Иту - место тезаврации клада из д.Богдановской, и далее к верхнему течению р. Чепцы. Затем, по р. Чепце к центру общин северных удмуртов - городищу Иднакар.”

Приведу поподробнее этот вариант:
устье Сивы пониже Чайковского, вверх по Сиве до устья Вотки, вверх по Вотке до Шаркана, вверх по Шаркану до Пислешурки, вверх по Пислешурке до ур. Верхняя Сюрзя, там - крошечный волок в поле до Сюрзи, а по ней вниз до Иты, мимо д. Богданово в Чепцу и до самой Вятки.


scale_1200



Получается , что этот путь правдоподобнее, чем Кама - Таборка - волок до Бадажихи - Бадажиха - Чепца, что я предположил.

Понятно теперь, откуда ноги растут у разведочной партии новгородцев “шли в Вятку, попали не туда”? Похоже, автор ПСВ слышал звон, да… ну, вы знаете 6-).

С другой стороны - северные удмурты с X-XII веков общались с новгородцами, о чём говорит хождение между ними, помимо камских, серебряных слитков новгородского и волжского типов.

Становится понятной запись в Новгородской 1-й летописи старшего извода за 6840 (1332) год:
Тем же летом великий князь Иван пришёл из Орды и возгневался на Новгород, прося у них серебра закамского, а потом забрал Торжок и Бежичский верх за новгородскую измену”.

Что это за “закамское серебро”, и почему оно должно было быть у новгородцев? - А вот почему.

И в заключение этого: спрашивается, а зачем нужно было упираться и грести, как проклятые, вверх по Вятке сквозь злобных черемисов до вотяцкого Кошкара, когда можно было давным-давно знакомым путём добраться до Устюга, подняться вверх по Югу, там - хорошо известный волок до водной системы Моломы, и по Моломе, чуть шевеля румпелем и распевая молодецкие песни, самоплавом дойти до того же Кошкара? И без особого риска с вотяками изрядно поторговать.
 
Верх