Копнём историю.... О марийцах, удмуртах, татарах и русской Вятке

итак, почему же Кировская область ныне - мононациональная территория, коль до новгородцев в Вятской земле жили удмурты и марийцы?

Во-первых
, Вятский край в те времена был заселён очень, очень слабо. Климатические условия, плодородие земель - да, не повезло нам - совсем неахти. Однако, мест для переселенцев было более чем достаточно.

Во-вторых, поток переселенцев - носителей русской культуры из Новгорода и Устюжья. Кстати, по иронии судьбы, древний, ещё ростово-суздальский Устюг был окончательно уничтожен именно вятчанами.


В-третьих, православие. Как православные попы обошлись, правда, гораздо позднее, с некрещёными марийцами, я давно писал в посте про Чимбулат-Чумбылат. С удмуртами они обошлись не менее благочинно. В этой связи интересно удмуртское предание о вятской Великой куале.

По удмуртским преданиям в Вятке находилась Великая куала (молельная изба). Через некоторое время после прихода русских, пришельцы решили куалу разрушить, как место языческих поклонений, и подожгли её. Из-под кровли куалы вылетел белый голубь, полетел в сторону православной церкви, ударился о её стену и упал замертво. Удмурты поняли это, как что их верования уступят место православию и заплакали. Правда, поджигатели от содеянного ослепли, и о дальнейшем их здоровии ничего в преданиях не говорится. Куалу удмурты перенесли сначала в район современного Карино, но татары стали воровать из неё жертвенные деньги, и куалу перенесли в другое глухое место. Однако там впоследствии прошёл Глазовский почтовый тракт, и куалу перенесли ещё дальше к Глазову, где в 1850-х её нашёл и сжёг православный священник Мышкин, который до того уничтожил около полусотни удмуртских святилищ.

Так что те удмурты, которые не хотели отказываться от традиционных верований, были вынуждены уходить от Вятки в сторону Камы, а кто остался на месте и принял православное христианство, принимал с тем, пусть частично, и русскую культуру. Правда, это им не сильно помогло: в конце концов, почти все удмурты приняли христианство. Видимо, свою роль здесь сыграло то, что, в отличие от марийцев, удмурты были заметно менее воинственными.

Тем не менее, хоть удмуртская культура и была сильно вытеснена с Вятской земли, этнические удмурты оставили своё наследство. Напомню: по генетическим исследованиям, большая часть жителей западной части Кировской области относится-таки к славянам, а вот “восточные вятчане”, к коим, видимо, принадлежу и я, русский, являются носителями финно-угорских - более чем вероятно - удмуртских генов 6-).


scale_1200



С каринскими татарами - так же непонятно, как и в целом с Вяткой. Раскопанное Каринское городище - небольшое, 90х65м, окружено валом высотой до 2 м и рвом глубиной до 4 м. То есть, по сути - этакий “феодальный замок”. Некоторые историки связывают его с походом царевича Бектута на Вятку то ли в 1391, то ли в 1393 году - я нашёл две даты. Если принять 1393 год, то Бектут взял Вятку в наказание за разграбление вятчанами Кашана и Жукотина в 1392 году. Тогда он вполне мог оставить надзорный за вятчанами пост в Карино, который мог выполнять и контроль сбора дани. Но тогда “каринские князья” воспринимались бы вятчанами откровенными врагами, и было бы маловероятно, чтобы после развала Орды они долго бы продержались. Если поход Бектута был в 1391 году, то, наоборот, грабёж Кашана и Жукотина вятчанами был местью за поход Бектута, и о татарском форпосте в Карино утверждать будет совсем бессмысленно. Впрочем, в этом случае вятчане могли уничтожить татарское укрепление либо до, либо после своего похода.

Ещё версия, что в окрестностях Карино поселились булгаро-татары, бежавшие из Орды от Великой замятни. Их не могло быть много, иначе местное русско-удмуртское население приняло бы их за угрозу. Тогда понятен небольшой размер Каринского городища и его сильное укрепление - на всякий случай. Бектут во время своего похода вполне мог сжечь укрепление “предателей”: на городище под слоем пахотной земли был обнаружен толстый - до 25 см - слой угля. А русские вполне могли принять пострадавших от рук соплеменников гражданских “бусурман”. И тогда становится понятно, почему каринские татары здравствуют и по сю пору.

А ещё есть версия, что каринские татары пошли от некого Кара-бека, бежавшего от враждебных родственников, и которому эту землю пожаловал Иван III за службу. Но это должно было быть много позже набега Бектута. Опять же, Кара-бек был женат на удмуртке, и это объясняет, почему у потомков каринских князей присутствует финно-угорский ген-маркер. И что тогда с Каринским городищем?

Ещё одна особенность Вятской земли: большая её часть была государственной - спасибо Ивану III. Соответственно, большая часть крестьян была тоже государственной, меньше было крестьян монастырских (потом их тоже перевели в государственные), помещичьих же крестьян было совсем немного. В более позднее время русское государство стало проводить политику заселения Вятской земли, создавая преференции путём создания оброчных станов. Да, были и тягловые станы, но они постепенно сокращались, а оброчные увеличивались. Оброк (по сути - аренда государственной земли) был заметно выгоднее тягла (несения многих натуральных и денежных повинностей), поэтому крестьяне, кто имел возможность, и селились на Вятской земле. Это можно посмотреть на примере Спенцынского оброчного стана в работе Т.А. Ряпухиной Оброчные земли на Вятке в XVII в. Большая часть таких поселенцев была из Устюжья и других областей Поморья. Вот так русские и заселили Вятскую землю.

В новейшее же время Кировская область была сформирована, по-видимому, именно по национальному признаку, в результате чего на её территории коренных народов почти и нет.
 
интересно, но в чем мэсэдж, извиняюсь зва выражение

просто, инфа к размышлению?
Вот ссылка на вятский цикл: https://nquatro.ru/threads/163/. В первой статье - про чухонь - побудительные причины написания. Ну а уж какой месседж увидите, за то не ручаюсь 6-).
 

Новые темы

Верх