Через 20 лет после внедрения такой практики русские князья начали что-то подозревать

вообще взаимоотношения Руси с соседями были… своеобразными. Были б живы волжские булгары - подтвердили бы. 6-)

Ясно, что в те дремучие времена все со всеми воевали, но на пространстве Руси происходило это как-то… по-варварски что ли. Да, обидно, но вот читал я летописи, и более мягкого определения не находил. Заинтересовало меня, а как у Руси было с половцами? Летописцы, понятное дело, их всячески оскорбляли, однако, по мере углубления в вопрос появлялась картинка несколько отличающаяся от общеизвестной: злые половцы напали на благолепную Русь, города пожгли, народ хрестьянский в полон поугоняли… так, я ж такое уже писал... 6-).



[IMG alt="В красных рубахах и шапках с опушкой - не русские, а половцы. Это миниатюра из Радзивилловской хроники - источник хоть и не без вопросов, но... можно вспомнить арабов с китайцами 6-)
"]https://avatars.mds.yandex.net/get-...f1c_5eb7ce6fa9db2404f2bc7853/scale_1200[/IMG]

В красных рубахах и шапках с опушкой - не русские, а половцы. Это миниатюра из Радзивилловской хроники - источник хоть и не без вопросов, но... можно вспомнить арабов с китайцами 6-)

Выписал из летописей хронологию русско-половецких отношений, а потом нашёл то же самое, но подробнее. Так что кому хочется погорячее поподробнее - брать отсель. Остановлюсь только на событиях, которые показались мне характерными.

Да, всё равно упомяну. Половцы, они же кипчаки - кочевой народ, вроде как, тюркского происхождения. Занимал земли от южного Урала до Дуная. Есть версия, что половцы выглядели европеоидами, а тюркские черты приобрели после завоевания их монголами. Любопытно, что имеются китайские и арабские источники, которые отмечают у кипчаков-половцев голубые глаза и рыжеватые волосы.

Впервые половцы пришли на Русь в 1055 году. Некий Болуш со своей ордой зашёл на переяславскую землю, к нему навстречу вышел князь Всеволод с дружиной. Князья переговорили друг с другом, обменялись подарками и заключили мир. Половцы ушли.

Тут нужно учесть, что орд у половцев было много, а потому, заключив мир с одним половецким князем, не было никакой гарантии, что не нападёт другая орда. К тому же русские князья прилежно друг друга резали, а это для разбойника - просто приглашение к грабежу! Так и случилось: в 1061 году на Всеволода напал князь Искал и Всеволода разбил. С того времени половцы почти на 200 лет вошли в русскую историю.

Они быстро сообразили, что совершенно необязательно самостоятельно искать и грабить русские города. К тому же, как я прикинул, в прямых столкновениях с русскими войсками счёт был немного не в пользу половцев. Проще было заключать союзы с одними русскими князьями против других и заниматься грабежами на более “законных” основаниях: вас приведут на место, покажут, что можно грабить - и вперёд! Что и происходило многократно.

Через 20 лет после внедрения такой практики русские князья начали что-то подозревать. Они собрали в 1097 году Любечский съезд.

Да, нужно отметить, что не все половцы стремились к грабежу русских земель. К примеру, за 2 года до Любечского съезда половецкие князья Итларь и Кытан отправились к князю Владимиру в Переяславль для заключения мира. Итларь вошёл в город с лучшими своими воинами, а Владимир отдал Кытану своего сына Святослава в залог безопасности Итларя. Однако, некий Славята склонил Владимира к нападению на половцев: Святослава выкрали, а потом убили Кытана с его воинами. После этого Владимир послал Итларю отрока Бандюка (sic!), и тот передал половцу, что князь его приглашает к себе. Половцев позвали позавтракать в тёплую избу, и некий Олбег Ратиборич перестрелял их из лука через отверстие в кровле. Спрашивается: как с такими князьями можно было иметь какие-то серьёзные дела?

Возвращусь к Любечскому съезду. Князья договорились, кто чем владеть будет, и вместе будут защищать Русь от поганых половцев. И крест на сём целовали. Догадываетесь, что дальше произошло? Лучше б они целовали… ладно, умолчу.

Как поэтично указано в летописи: “но токмо дьявол печален был от любви сей, и влез сотона некоторым мужам”, видимо, в голову, потому что тотчас после завершения съезда эти мужи подбили князя Давыда оболгать перед князем Святославом князя Василка. Не имея сил сопротивляться такой любви, Давыд и Святослав настойчиво зазвали Василка в гости, позвали того позавтракать (по традиции что ли?), и заковали в цепи. Потом вывели на суд и потребовали Василка казнить. Народ, естественно, несколько оторопел: совсем недавно все эти князья взасос друг другу целовали... кресты, слюна ещё не высохла, а они снова за старое: резать друг друга! Святослав, поняв, что что-то не так, технично перевёл стрелку на Давыда, а Давыд, видя, что в случае чего народ может казнить и не того, согласился, чтоб Василка просто ослепили. Что и было сделано. Василко чуть не помер от такого проявления княжеской милости, но поправился и надо ли говорить, что впоследствии в полной мере на эту милость ответил.

Во всех последующих событиях на русской земле половцы принимали самое живое участие. Время от времени они пытались заключить мир с Русью, но результат был один и тот же: либо кто-то из половецких князей, видимо несогласный с миром, или не знал о мире, или просто от скуки, вламывался на русскую территорию, и русские в ответ вламывали уже ему, и понеслась, либо по старой доброй традиции - а это случалось, понятно дело, чаще - один русский князь нанимал половцев, чтобы те помогли ограбить и зарезать другого русского князя. Естественно, что такие тесные взаимоотношения не могли не иметь последствий: к примеру, известнейший князь Андрей Юрьевич Боголюбский был сыном половчанки, дочери князя Аепы.

И вся эта идиллия длилась вплоть до прихода монголов.
 
Верх