прочитал я в одном блоге о том, что кто как танцует, тот так и воюет - такая была мысль.
Кочари перед Рейхстагом
Признаюсь, для меня танцы имеют либо сексуальный, либо ритуальный контекст. Всё.
С сексуальным - тут ясно, тут - как и в прочей природе: кто как перед самкой танцует, тот так самку и кхм… имеет 4-). Стоит только вспомнить брачные танцы птиц… Всё остальное - либо профессия, либо физкультура.
Но мне тут подумалось… Я не знаю, как сейчас, во времена моей молодости на танцплощадках всяких ДК и парков танцевали примерно так. Молодёжь и пОдростки подходили своими группами и образовывали на площадке круги в зависимости от своего количества. Если группа была достаточно большая, то она могла образовывать несколько кругов, при этом круги могли быть и концентрические. Если подошедших было мало, и на площадке находилась “дружественная” группа, то можно было по договорённости присоединиться к ней. Мелкой группе до, скажем, пяти человек в таких условиях “танцевать” было неудобно, а иногда и опасно: можно было “нарваться”.
Танцевали довольно примитивно: все ритмично переминались под музыку с ноги на ногу, чуть приседая. Можно было отставлять при этом безопорную ногу назад или вперёд с возвратом на прежнее место. Движение рук более напоминало спортивную ходьбу или перекладывание двумя руками чего-то слева направо и обратно с потряхиваниями. Переминаться и покачиваться нужно было согласованно, конечно же. темп всех этих движений определялся, понятно, музыкой.
Конечно, сексуального в этом действе было немного (сексуальный контекст был присущ так называемым “медлякам”), а вот ритуального… так это и был самый настоящий ритуал самого настоящего первобытного вида! Ритмичные согласованные групповые - именно групповые! - движения, и было это направлено на укрепления внутригрупповых связей, а уж в последнем значении - на оказание впечатления на самок 6-). Я сказал, чем нередко заканчивались такие “танцы”, нет? Эх, молодёжь… - мордобитием! А в этом действе чувство локтя и групповой согласованности было наиважнейшим для сохранения здоровья и благополучия каждого члена группы. По сути, мы имели неосознанное проявление племенного архетипа поведения.
В общем-то, из таких первобытных общеритуальных танцев в дальнейшем и выделились “специализированные” танцы, посвящённые обращению к духам предков, будущей удачной охоте, сбору хорошего урожая и т.п. В том числе и призванию или отмечанию военной победы - военные танцы.
Военные танцы сохранились и до наших времён. Арабские танцы с оружием, индийский чхау, зулусский гийя, греческий хасапико, маорийский хака, индейские танцы… У нас - чеченский зикр, общекавказская лезгинка, включая кубанских и терских казаков. Да тот же украинский гопак!
Так вот, автор того поста обратил внимание на странность: просмотрев фото и видеоматериалы о праздновании победы во Второй мировой войне, он не обнаружил, чтобы американские солдаты исполняли что-нибудь, хоть как-то напоминавшее военные танцы! Греки, югославы, армяне, не говоря уж о русских, танцевали, американцы - нет!
Естественно, это вызвало и у меня большой интерес: как так? Пересмотрел документальные кадры военных времён, фотоархивы - таки да: если американцы и танцуют, то в более-менее комфортной обстановке и, в основном, парно мужчина-женщина. Большое количество документов, где советские солдаты танцуют на привалах (см., к примеру, на https://waralbum.ru). В национальных подразделениях вермахта (не знаю уж, предатели, не предатели…) - и там танцуют. Американские солдаты - или с женщинами, или - с советскими солдатами! - ???
Единственное, что мне попалось - как американские солдаты смотрят индейский военный танец в 1945 году и откровенно постановочные кадры с… японоамериканцами!
А ещё обнаружил - уж не знаю, так это или нет - у армян есть целых четыре специализированных военных танца: трахаг, ярхушта, зартонк и кочари. Последний танец - кочари - советские солдаты плясали перед взятым Рейхстагом: https://youtu.be/JHp2FXJQDlY смотреть с 00:30. Кстати, есть в азербайджанском Карабахе село Чанлибель - бывшее армянское Чардахлу. Во время Великой отечественной войны двое уроженцев этого армянского села стали маршалами, 12 - генералами, а 7 - Героями Советского Союза! Что за воинственные армяне там жили???
Хорошо: американцы, как нация, существуют не так давно. Но ведь они формировались из более “древних” народов, имевших свои традиции военных танцев: тот же английский моррис, к примеру, или шотландский народный танец с мечами - есть же от чего отталкиваться. Может, они считают эти танцы проявлением “дикости”, недостойной “цивилизованного” солдата?
Но ведь танец, наверное, один из древнейших способов общения: даже когда предки людей ещё не могли членораздельно говорить, они вполне могли общаться в группах на языке тела, чем, в общем-то, и является танец. Получается, что те народы, у которых есть и сохранились традиции специализированных военных танцев или, в более широком смысле, солдатских танцев, более воюют как одно целое, а те, у которых этих традиций нет, или они утрачены, просто исполняют свой воинский долг в лучшем случае?
Забавно: в том посте о кубинце есть такой диалог:
- Вот вы как с Гитлером воевали?
- Да поначалу плохо, многому учились.
- Вы так и танцуете, слишком жестко, удаль дикая.
Хм… Вот ведь, подметил!
Кочари перед Рейхстагом
Признаюсь, для меня танцы имеют либо сексуальный, либо ритуальный контекст. Всё.
С сексуальным - тут ясно, тут - как и в прочей природе: кто как перед самкой танцует, тот так самку и кхм… имеет 4-). Стоит только вспомнить брачные танцы птиц… Всё остальное - либо профессия, либо физкультура.
Но мне тут подумалось… Я не знаю, как сейчас, во времена моей молодости на танцплощадках всяких ДК и парков танцевали примерно так. Молодёжь и пОдростки подходили своими группами и образовывали на площадке круги в зависимости от своего количества. Если группа была достаточно большая, то она могла образовывать несколько кругов, при этом круги могли быть и концентрические. Если подошедших было мало, и на площадке находилась “дружественная” группа, то можно было по договорённости присоединиться к ней. Мелкой группе до, скажем, пяти человек в таких условиях “танцевать” было неудобно, а иногда и опасно: можно было “нарваться”.
Танцевали довольно примитивно: все ритмично переминались под музыку с ноги на ногу, чуть приседая. Можно было отставлять при этом безопорную ногу назад или вперёд с возвратом на прежнее место. Движение рук более напоминало спортивную ходьбу или перекладывание двумя руками чего-то слева направо и обратно с потряхиваниями. Переминаться и покачиваться нужно было согласованно, конечно же. темп всех этих движений определялся, понятно, музыкой.
Конечно, сексуального в этом действе было немного (сексуальный контекст был присущ так называемым “медлякам”), а вот ритуального… так это и был самый настоящий ритуал самого настоящего первобытного вида! Ритмичные согласованные групповые - именно групповые! - движения, и было это направлено на укрепления внутригрупповых связей, а уж в последнем значении - на оказание впечатления на самок 6-). Я сказал, чем нередко заканчивались такие “танцы”, нет? Эх, молодёжь… - мордобитием! А в этом действе чувство локтя и групповой согласованности было наиважнейшим для сохранения здоровья и благополучия каждого члена группы. По сути, мы имели неосознанное проявление племенного архетипа поведения.
В общем-то, из таких первобытных общеритуальных танцев в дальнейшем и выделились “специализированные” танцы, посвящённые обращению к духам предков, будущей удачной охоте, сбору хорошего урожая и т.п. В том числе и призванию или отмечанию военной победы - военные танцы.
Военные танцы сохранились и до наших времён. Арабские танцы с оружием, индийский чхау, зулусский гийя, греческий хасапико, маорийский хака, индейские танцы… У нас - чеченский зикр, общекавказская лезгинка, включая кубанских и терских казаков. Да тот же украинский гопак!
Так вот, автор того поста обратил внимание на странность: просмотрев фото и видеоматериалы о праздновании победы во Второй мировой войне, он не обнаружил, чтобы американские солдаты исполняли что-нибудь, хоть как-то напоминавшее военные танцы! Греки, югославы, армяне, не говоря уж о русских, танцевали, американцы - нет!
Естественно, это вызвало и у меня большой интерес: как так? Пересмотрел документальные кадры военных времён, фотоархивы - таки да: если американцы и танцуют, то в более-менее комфортной обстановке и, в основном, парно мужчина-женщина. Большое количество документов, где советские солдаты танцуют на привалах (см., к примеру, на https://waralbum.ru). В национальных подразделениях вермахта (не знаю уж, предатели, не предатели…) - и там танцуют. Американские солдаты - или с женщинами, или - с советскими солдатами! - ???
Единственное, что мне попалось - как американские солдаты смотрят индейский военный танец в 1945 году и откровенно постановочные кадры с… японоамериканцами!
А ещё обнаружил - уж не знаю, так это или нет - у армян есть целых четыре специализированных военных танца: трахаг, ярхушта, зартонк и кочари. Последний танец - кочари - советские солдаты плясали перед взятым Рейхстагом: https://youtu.be/JHp2FXJQDlY смотреть с 00:30. Кстати, есть в азербайджанском Карабахе село Чанлибель - бывшее армянское Чардахлу. Во время Великой отечественной войны двое уроженцев этого армянского села стали маршалами, 12 - генералами, а 7 - Героями Советского Союза! Что за воинственные армяне там жили???
Хорошо: американцы, как нация, существуют не так давно. Но ведь они формировались из более “древних” народов, имевших свои традиции военных танцев: тот же английский моррис, к примеру, или шотландский народный танец с мечами - есть же от чего отталкиваться. Может, они считают эти танцы проявлением “дикости”, недостойной “цивилизованного” солдата?
Но ведь танец, наверное, один из древнейших способов общения: даже когда предки людей ещё не могли членораздельно говорить, они вполне могли общаться в группах на языке тела, чем, в общем-то, и является танец. Получается, что те народы, у которых есть и сохранились традиции специализированных военных танцев или, в более широком смысле, солдатских танцев, более воюют как одно целое, а те, у которых этих традиций нет, или они утрачены, просто исполняют свой воинский долг в лучшем случае?
Забавно: в том посте о кубинце есть такой диалог:
- Вот вы как с Гитлером воевали?
- Да поначалу плохо, многому учились.
- Вы так и танцуете, слишком жестко, удаль дикая.
Хм… Вот ведь, подметил!