Две ладожские крепости

сопоставление и анализ двух записей в Повести временных лет говорит: никакого “призвания варягов” не было. По крайней мере так, как это упоминается в летописи. Всё было не так. И не тогда.

Жили-были финно-угры. Жили - не тужили, зверя пушного били, рыбу ловили. И была у них - нет! не курочка Ряба! - рыболовная база в низовьях Волхова при устье речки Любши. Всё по-правильному: тын, частокол - как там полагается. Торговали, кстати, и с камскими народами, и со шведами.

Жили-жили, но стали как-то замечать, что начали в окрестностях мелькать лица славянской национальности. Поначалу лица только зыркали по округе, может даже и с финно-уграми старались подружиться, но, видать, не срослось: и спалили славяне рыболовную базу под корень. К несчастью, не знали тогда финно-угры ни ФМС, ни Росгвардию, а с мигрантами же как? - Сначала один, потом - другой, затем семью, за ней - родственников, друзей, знакомых - и понеслось… В общем, через какое-то время славяне-мигранты, как положено, вытеснили местное население с насиженных мест, а чтоб ни у кого не оставалось сомнений, чья это сейчас поляна, на месте спалённой базы построили крепость, да не простую: трёхметровый глиняный вал, облицованный известняковыми плитами (!), поверху - двойная бревенчатая стена с земляной забутовкой. Всё это - метров 7 в высоту. И было это около 700-года нашей, естественно, эры.


Неумехи, говорите, были славяне, сорганизоваться не могли? А такое фортификационное сооружение им анунахи смастырили? - Ага-ага. 6-)

Жили-жили славяне так. Да и с финно-уграми, наверное, помирились: а тем куда деваться? Засели славяне - не выковыряешь. Пусть уж лучше добрый пир, чем худая драка. Даже с незваными гостями. Торговать стали, с прикамскими болгарами, со шведами, опять же… А шведы зачастили, да настолько, что повыше Любшанской крепости на другом берегу Волхова - прямо за поворотом - построили сначала заимку, а потом - вполне приличное селение. Своё, шведское.


scale_600



Неизвестно, из-за чего, может, повздорили шведы со славянами, может, славяне посчитали, что шведы слишком “забурели”, но спалили славяне то шведское селение под корень, как водится. А чтоб место не пустовало, застроили его своими, славянскими домами: не мазанками из плетня, что у шведов были, а добротными рублеными. Поскольку славяне владели не только более продвинутыми по сравнению со шведами (они же варяги, они же викинги) технологиями фортификационного, но и гражданского строительства. И всё это когда варяга Рюрика даже в проекте не значилось.

И стали славяне с финно-уграми дальше жить-поживать и добра, видимо, наживать. И в Любшанской крепости, и в селении, которое потом Ладогой назовут. Кстати, замирились с приезжими шведами настолько, что те снова перебрались в Ладогу на ПМЖ. И торговля у них была аж до Каспия и “греков”, если не дальше. Впрочем, занимались они очень плотно и земледелием. И жили они - славяне, финно-угры и шведы - так лет восемьдесят безо всяких конфликтов. Любшанская крепость контролировала устье Волхова, Ладога была торговым центром под её защитой.

А за 80 лет что произошло? - Гормоны же не дремлют: наверняка все они там переженились-перероднились настолько, что одного от другого и третьего отличить было можно с большим трудом. Тем более, что Ладога по нынешним меркам была селением маленьким: может, несколько сот человек. Да, они назывались по родам-племенам своим (вполне допущу, что название “рос” для обозначения шведов-переселенцев тогда и появилось), но представляли они собой в конце этого периода уже примерно однородную в культурном смысле общность. Росы - а они были викингами - привнесли в эту культуру, помимо морского судоходства, передовое военное снаряжение и тактику боя в пешем строю, славяне - культуру земледелия, являвшуюся основой выживания населения Ладоги.

Впрочем, вполне возможно, что славяне со временем начали вытеснять шведов-переселенцев: приток славян по суше проще, чем шведов по воде. Иначе непонятно, зачем было скандинавскому кузнецу хоронить свои инструменты примерно в 786 году, явно он был вынужден по какой-то причине покинуть Ладогу. А может шведские поселенцы ассимилировались славянами - кто сейчас скажет.

Мирный период закончился в 840-м году, когда Ладога - и Любшанская крепость! - были захвачены викингами. Именно викингами, без гражданских переселенцев. Отрядом разбойников и бандюков. По традиции, бандюки разрушили и сожгли все строения Ладоги (видимо, и хозяйства потомков одноплеменников-росов), и снова построили свои скандинавские жилища.

Через 20 лет Ладога была опять начисто сожжена. Кем - неясно. Но, как пишут, поток серебра в Швецию (видимо, по Волжскому торговому пути - тоже интересный момент) с этого времени остановился лет на десять. То есть по меньшей мере Ладога оказалась под контролем, скорее всего, славян и остатков прежних росов-переселенцев, поскольку к 865-му году, когда Ладога вновь подверглась нападению и уничтожению, в ней явно проживали совместно и славяне, и люди явно скандинавского происхождения. Разрушили тогда Ладогу, почти наверняка, снова викинги, поскольку с 870-года поток серебра в Швецию из восточной Европы возобновился.

В том же году, когда Ладога была в очередной раз разрушена викингами, славяне по крайней мере пытались взять Любшанскую крепость, видимо уже контролировавшуюся викингами. Чем дело кончилось - неясно, однако совсем вскоре Любшанская крепость была заброшена.

И, похоже, потому, что в 870-году в месте впадения Ладожки в Волхов почти наверняка викингами была заложена деревянная Ладожская крепость.


scale_600



«… и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом.» - Монахи, говоришь?

Вполне допускаю, что авторы Повести временных лет неосознанно писали чушь о неспопобности своих предков к самоопределению и самоорганизации. Может, они даже искренне верили в это, а потому писали то, как это могло бы быть, исходя из тогдашнего понимания хода вещей. А, может, и нет: действовали в соответствии с руководящей и направляющей ролью правящей в те времена династии. Тем не менее, сопоставление археологических свидетельств с описаниями Повести явно говорит,что принимать это летописное произведение за перечень фактов совершенно, совершенно наивно. По меньшей мере - описание раннего периода.

А по сути, эпизод с “призванием варягов” - не более, чем апология династии Рюриковичей, фантазия, мало что имеющая общего даже с той историей Руси, которая нам доступна сейчас. Где-то я писал, что летописи - как женщины: могут выглядеть очень правдоподобно. Пока не рассмотришь попристальнее 4-0.

© Честный Инженер
 
Последнее редактирование модератором:
Верх