написал у кого-то комментарий по поводу Запорожской сечи в том смысле, что к середине 17-го века она настолько всем своим соседям досадила, что, не выбери Хмельницкий тогда одного покровителя, и Польша, и Крымское ханство с турками, и Россия вырезали бы Сечь под корень, “шоб нэ було”.
Познания мои в “Запорожском вопросе” были довольно скудны и составлялись из почти забытых сведений школьной программы (сухо исторически и политически правильно), Огнём и мечом Сенкевича (довольно исторически и этически), и гоголевского Тараса Бульбы (совсем не исторически и очень эмоционально). И решил я посмотреть немного попристальнее на этот вопрос с целями:
Оказалось, к моему немалому стыду, что Запорожская сечь - это общее название нескольких “становищ”-сечей, существовавших лишь до тех пор, пока деятельность жителей их не войдёт в противоречие либо с Османской империей в лице Крымского ханства, либо с Королевством Польским, а в последствии - с Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, либо с Московским царством, а в последствии - с Российской империей.
Деятельность жителей Сечей заключалась в рыболовстве, охоте, скотоводстве, наёмничестве в качестве охранников или военных, а также грабеже в основном нехристианских торговых людей. Это - в так называемое “мирное” время. Во время же войн и восстаний запорожцы в полном соответствии с правилами ведения боевых действий того времени грабили и убивали всех, против кого их наняли или с кем они сами по своему решению воевали. А это были, как несложно заключить, либо жители Польши, либо Крыма, либо России. Поскольку никого другого рядом просто не было.
Так что менее всего запорожские казаки были похожи на “борцов-освободителей”, а более всего - на людей, силой жизненных обстоятельств вынужденных выживать в месте, зажатом между тремя постоянно враждующими и не испытывающими к ним ни малейшего сострадания государствами.
Теперь о месте. С одной стороны, территории, где образовалась Запорожская сечь, на картах того периода обозначались как “DZIKIE POLA” и “LOCA DESERTA”. С другой стороны, на карте Королевства Польского 1618 года, когда, правда, была уже третья - Базавлукская - сечь, места, где располагались предыдущие две сечи, явно обозначены как польские владения. Так что никаких претензий на территории своего проживания запорожцы в принципе иметь не могли. По сути и тому праву они сами являлись захватчиками.
Так-то их - запорожцев - жаль. Во все времена были свободолюбивые люди, которые желали жить по справедливости и своей воле, как они это понимали. Вроде бы нашли место, где они могут более-менее спокойно жить вдали от какой-либо власти, своими обычаями, но… Хорошо: пропитание они себе обеспечили. Но надо ж и одежду где-то брать, и вооружение, и прочий инвентарь, да и одним мясом с рыбой тоже не особо прокормишься, а для этого всего нужны деньги. А это - непременно вступать в отношения с властями, от которых запорожцы и бежали. Да и место проживания они выбрали, как оказалось, не очень удачное. Впрочем, другого для них и не было. И исторические обстоятельства были для них совсем неблагоприятные. И приходилось им крутиться и перемётываться от одного к другому, чтобы просто выжить. Вот Хмельницкий перешёл к России довольно удачно. А Мазепа переметнулся в петровские времена - совсем нет. А потом, по мере становления и развития европейской государственности, им и совсем места в мире не осталось.
Немного старых карт по вопросу:
http://piccy.info/view3/8215841/cde4d053fae06f5b4546c38f1a8bdb32/
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Loca_deserta_%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D0%B0.jpg?uselang=ru
https://q-map.ru/wp-content/uploads/2017/12/MapRechPospolita-1697-2017.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/andreygarin/28434375/7329/7329_original.jpg
http://www.antiquemaps-fair.com/index.php?main_page=index&cPath=634_638_664_3631_683
Не знали они г-на Ульянова 6-). “Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.” А они хотели. Не получилось.
© Честный Инженер
Познания мои в “Запорожском вопросе” были довольно скудны и составлялись из почти забытых сведений школьной программы (сухо исторически и политически правильно), Огнём и мечом Сенкевича (довольно исторически и этически), и гоголевского Тараса Бульбы (совсем не исторически и очень эмоционально). И решил я посмотреть немного попристальнее на этот вопрос с целями:
- выяснить, кем были запорожские казаки: благородными воинами “за веру християнскую”, беглыми людьми, подавшимися за “волей вольной”, борцами за свободу украинского народа против иноземных захватчиков или просто разбойниками?
- в связи с “борцами-освободителями”: а было ли что освобождать? То есть, возникла ли Запорожской сечь на землях, не обременённых территориальными претензиями каких-либо государственных образований того времени?
Оказалось, к моему немалому стыду, что Запорожская сечь - это общее название нескольких “становищ”-сечей, существовавших лишь до тех пор, пока деятельность жителей их не войдёт в противоречие либо с Османской империей в лице Крымского ханства, либо с Королевством Польским, а в последствии - с Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, либо с Московским царством, а в последствии - с Российской империей.
Деятельность жителей Сечей заключалась в рыболовстве, охоте, скотоводстве, наёмничестве в качестве охранников или военных, а также грабеже в основном нехристианских торговых людей. Это - в так называемое “мирное” время. Во время же войн и восстаний запорожцы в полном соответствии с правилами ведения боевых действий того времени грабили и убивали всех, против кого их наняли или с кем они сами по своему решению воевали. А это были, как несложно заключить, либо жители Польши, либо Крыма, либо России. Поскольку никого другого рядом просто не было.
Так что менее всего запорожские казаки были похожи на “борцов-освободителей”, а более всего - на людей, силой жизненных обстоятельств вынужденных выживать в месте, зажатом между тремя постоянно враждующими и не испытывающими к ним ни малейшего сострадания государствами.
Теперь о месте. С одной стороны, территории, где образовалась Запорожская сечь, на картах того периода обозначались как “DZIKIE POLA” и “LOCA DESERTA”. С другой стороны, на карте Королевства Польского 1618 года, когда, правда, была уже третья - Базавлукская - сечь, места, где располагались предыдущие две сечи, явно обозначены как польские владения. Так что никаких претензий на территории своего проживания запорожцы в принципе иметь не могли. По сути и тому праву они сами являлись захватчиками.
Так-то их - запорожцев - жаль. Во все времена были свободолюбивые люди, которые желали жить по справедливости и своей воле, как они это понимали. Вроде бы нашли место, где они могут более-менее спокойно жить вдали от какой-либо власти, своими обычаями, но… Хорошо: пропитание они себе обеспечили. Но надо ж и одежду где-то брать, и вооружение, и прочий инвентарь, да и одним мясом с рыбой тоже не особо прокормишься, а для этого всего нужны деньги. А это - непременно вступать в отношения с властями, от которых запорожцы и бежали. Да и место проживания они выбрали, как оказалось, не очень удачное. Впрочем, другого для них и не было. И исторические обстоятельства были для них совсем неблагоприятные. И приходилось им крутиться и перемётываться от одного к другому, чтобы просто выжить. Вот Хмельницкий перешёл к России довольно удачно. А Мазепа переметнулся в петровские времена - совсем нет. А потом, по мере становления и развития европейской государственности, им и совсем места в мире не осталось.
Немного старых карт по вопросу:
http://piccy.info/view3/8215841/cde4d053fae06f5b4546c38f1a8bdb32/
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Loca_deserta_%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D0%B0.jpg?uselang=ru
https://q-map.ru/wp-content/uploads/2017/12/MapRechPospolita-1697-2017.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/andreygarin/28434375/7329/7329_original.jpg
http://www.antiquemaps-fair.com/index.php?main_page=index&cPath=634_638_664_3631_683
Не знали они г-на Ульянова 6-). “Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.” А они хотели. Не получилось.
© Честный Инженер